qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

Молчание - знак несогласия - 6

Иконами - так иконами

Слабина Маргариты Пармской, "проповеди среди живых изгородей" и успехи дворян-хёйзе спровоцировали "широкие народные массы" не ждать милостей от посланной к Филиппу II новой петиции (тем более, что "во глубине души" все прекрасно понимали, как он на нее ответит). Сторонники протестантизма, особенно его наиболее наглого и уголовного крыла - кальвинисты, кучковавшиеся в пограничных с Францией (колыбелью сей разновидности ереси) областях Фландрии, Артуа и Эно - вооружались и устраивали всё более откровенные и агрессивные провокации. Которые просто обязаны были рано или поздно закончиться бунтом - и закончились, ибо в Нидерландах разразилось Иконоборческое восстание (Beeldenstorm - "разрушение икон", переводится по аналогии с течением агрессивных монофизитов, существовавшим в Византии, хотя оно никакого отношения к протестантизму, естественно, не имело - но тоже очень плохо относилась к "святым образам")...


Иконоборческое восстание 1566 года: синее - районы мятежей, желтое - Нидерланды, коричневое - независимое Льежское епископство (вельми кликабельно)

Иконы и, что еще актуальнее для католицизма, скульптуры и разнообразная церковная атрибутика (сосуды, распятия, одеяния и пр.) были мишенью критики еще гуманистов, а уж протестанты их искренне ненавидели. Потому что, согласно их доктрине, Б-г не может даже самой малой частицей находиться в предметах неодушевленных, и посему всё это - бесполезная роскошь, на которую тратят деньги, которые "лучше бы богатым отдали" (не бедным - протестантизм из-за догмата о предопределении уверен, что бедны лишь те, кто лишен Б-гом благодати еще до рождения, и в рай не попадут, что бы ни делали, посему и помогать им бесполезно, пусть сами помирают). Тем более, что папа Римский был далеко, кардинал Гранвела тоже уехал, а бить местных попов было как-то не с руки, похоже на личные разборки - и потому сжигание икон и картин (понамалевали всякие художники всякой фигни и в церквах понавешали!), разбитие статуй и порча церковной утвари вполне могли сойти за выражение религиозного протеста. Существовал и еще один нюанс - церковь, избавленная от "хлама", уже была подходящим местом протестантского богослужения, так что иконоборцы еще и "явочным порядком" захватывали храмы.

10 августа 1566 года монастырская церковь в Стеенворде во Фландрии была разграблена толпой под предводительством проповедника Себастьяна Матте. Сие событие стало стартом серии однотипных нападений. Особого размаха восстание достигло в Антверпене 21-22 августа 1566 года. Огромные толпы людей бросились ломать иконы, крича: "Vivent les Gueux!" (фр. "Да здравствуют хёйзе!"). Никто не пытался им помешать. Все сорок две городские церкви были опустошены, иконы, картины и другие предметы культа вытащены на улицы, разбиты на куски, а церковная утварь расхищена. Уничтожение продолжалось и ночью при свете факелов. Вслед за Антверпеном погромы прокатились в Генте, Мехелене, Хертогенбосе, в Зеландии и Голландии. В Гельдерне, Брабанте, Фландрии, Эно и Артуа еще было много католиков, которые мобилизовали городские ополчения и быстро подавили бунт, но к северу от Рейна (Голландия, Зеландия, Утрехт, Оверэйссел, Фрисландия и пр.) погромы продолжались в сентябре 1566 года, и никто им не мешал, а церкви после них были захвачены протестантами, которые наладили там свои службы.


Граф ван Хохстратен

Сильнее всего Иконоборческое восстание застало врасплох даже не Филиппа II и его приспешников, которые в глубине души всегда верили, что еретики - бандиты, а нидерландскую знать, особенно тех, кто думал, что контролирует "процесс оппозиции в рамках законности и правопорядка". Показательнее всего были метания одного из соратников Эхмонта, Хорна и князя Оранского - Антуана II ван Лалена, графа ван Хохстратена. 24 августа 1566 года он, будучи губернатором Мехелена, "силой и силой убеждения" подавил бунт в городе. 11 октября его перевели в Антверпен, где граф даже казнил 6 зачинщиков беспорядков. Однако одновременно с этим ван Хохстратен добился, чтобы князь Оранский, Эхмонт и Хорн встретились друг с другом в Термонде (Дендермонде) и выработали план дальнейших действий, ибо "нельзя всё бросать". Встреча, в которой принял участие и Людвиг фон Нассау, "вскрыла глубину противоречий" между лидерами оппозиции - Вильхельм предложил вооруженное восстание и призыв войск из Германии, но Хорн колебался, а Эхмонт вообще настучал о встрече Маргарите Пармской. В итоге отказался воевать и Хохстратен, так что братья Оранские-Нассау оказались в подавляющем меньшинстве.

Большинство магнатов также встали на сторону Маргариты Пармской, заключив 23 августа 1566 года "Согласие", похоронивше "Лигу компромисса" (и ввергшее в отчаяние сеньора Бредероде) - ежели протестантское богослужение будет разрешено там, где оно уже фактически идет, то все попытки нападения на католиков и церкви будут жестоко подавляться. Правительница наняла войска, которые начали "зачищать" наиболее буйные города. В апреле 1567 года основные банды мятежников-кальвинистов были разбиты у Антверпена, а затем пал Валансьенн, гнездо гугенотов. Протестантские богослужения среди валлонов прекратились, на юге Нидерландов началось массовое возвращение в католицизм. Опорой кальвинистов южнее Рейна оставался только Антверпен, упорно державшийся условий "Соглашения" и не пускавший внутрь себя католические войска. Севернее Рейна впавшие в уныние проповедники сбежали заграницу, а протестанты снова попрятались по своим тайным сборищам. Фактически восстание уже было подавлено, и жизнь входила в нормальное русло.


Фридрих III Благочестивый

Маргарита Пармская потребовала от Эхмонта, Хорна, Хохстратена и князя Оранского присяги в безоговорочной верности королю Филиппу II - но не только "радикальный Вильхельм", засевший в Антверпене и методично раздувавший "пожар неповиновения", но и трое "умеренных" делать это отказались. Вильхельм лихорадочно искал союзников, написуя письма курфюрсту Пфальца Фридриху III Благочестивому. Но тот отказал под предлогом вражды лютеран с кальвинистами (курфюрст был ревностным гугенотом) - Эхмонт, например, метал в своих речах и письмах в них громы и молнии. В общем, силы "законности и правопорядка" постепенно одерживали верх. Но тут по закону Мёрфи (если революцию можно снова разжечь кровавыми репрессиями - она будет ими разожжена) в Нидерланды явился "аццкий сотона" и начал всех "жечь напалмой"...

Tags: Молчаливец, век шестьнадесятый
Subscribe

Posts from This Journal “Молчаливец” Tag

  • Молчание - знак несогласия - 20 (финал сезона)

    Монахи, фрики, два ствола В новый 1584 год Виллем ван Оранье входил хоть и с молодой женой, но в весьма мрачном настроении. Несмотря на бегство…

  • Молчание - знак несогласия - 19

    Полный пармезан Предательство ван Лалена вырвало Гронинген из Утрехтской унии, однако даже там триумфа католицизма не случилось, ибо бургеров…

  • Молчание - знак несогласия - 18

    Два мира - два Шапиро Покамест южные и северные Нидерланды спорили, чьи взгляды на независимость "правее и левее", проснулась Фрисландия.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments