qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Компания-Бахадур

Погоня за длинной рупией

Европа поддерживала торговые связи с Азией всегда - хмурые погонщики верблюдов сгружали кОрОваны на границах Византии, предприимчивые евреи-армяне везли всё это в Константинополь, там венецианцы и генуэзцы затаривались "экзотическим товаром" и развозили его уже по всей Европе. К привычным еще античным людям красителям, пряностям и предметам роскоши постепенно добавлялись новые модные товары - шелковые ткани, фарфор, сахар, чай. Но широким массам европейцев всё это было практически недоступно - слишком дорого. Огромное число посредников вздувало цены (не было ни одного кОрОвана верблюдов, который ходил бы из самой Индии прямо до Византии, не говоря уже о Китае и Индокитае, так что стоимость неслабо накручивалась еще на этом этапе), и в Лондоне или Париже за "восточные штучки" приходилось платить золотом буквально по весу. Бедняки, впрочем, жили прекрасно, ибо нельзя тосковать о том, чего никогда не видел, но вот "обеспеченные слои" давила немалая жаба, и, согласно основному закону экономики, чем более они становились обеспеченными, тем жаба была тяжелее.


И что же это, блин, у вас всё так дорого?!

Однако с прогрессом в мореплавании ситуация стала меняться. Испанцы и португальцы, а позже еще и голландцы, "отжали" генуэзцев и венецианцев на вторые роли в Средиземном море, а когда заимели колонии в Индии, Африке и Америке, так вообще "взяли шишку", став в Европе практически монополистами по перевозкам из этих дальних стран. На тогдашних примитивных судах везти товар из той же Индии было даже не шибко быстрее, чем посуху, к тому же риск потерять корабль на море был весьма высок. Но всё с лихвой искупалось отсутствием посредников: загрузил корабль перцем на Малабарском берегу - и пригнал его в Лиссабон, и все 200% прибыли после реализации "чисто твои".

Англичане в силу примитивной отсталости в кораблестроении, навигацких науках и "общей культуры мореплаваний" плелись в хвосте. Они начали всего лишь с "сокращения плеча" перевозок, создавая компании - объединения торговцев, в складчину снаряжавших морские кОрОваны, ходившие с той или иной регулярностью в определенные места для покупки определенных товаров с целью их перепродажи в Англии. В 1407 году основали Компанию торговцев-предпринимателей Лондона (всеядная организация, конкурировавшая в основном с Ханзой), в 1530 году - Испанскую компанию, в 1551 году - Московскую (торгующую у диких аборигенов меха и "пеньку-поташ всякие", существовала до 1808 года), в 1553 году - Компанию купцов-предпринимателей Новых Земель, в 1579 году - Восточную (торговавшую на Балтике до 1672 года), в 1581 году Турецкую и в 1583 году Венецианскую, объединенные в 1592 году в Левантийскую компанию (действовала до 1825 года), в 1585 году - Барбарийскую, ака Марокканскую компанию.


Герб Компании торговцев-предпринимателей Лондона

Однако поставщики самых дорогих колониальных товаров, пряностей и специй, оставались недосягаемыми - в XVI веке "было вам не тут", и право торговать с "варварами" имела только та страна, которая договаривалась с тамошними правителями, а любые конкуренты рассматривались как ворующие потенциальные доходы, и подлежали немедленному выпиливанию. Воевать же с Испанией и Португалией, державшими индийскую торговлю, было "сцыкотно", особенно когда обе эти страны слились в одну при Филиппе II фон Хабсбурге. Все эти "сихоки" ("морские ястребы") и прочие "полублагородные пираты Рыжей Бесс" осмелели только тогда, когда при Елизавете I Тюдор началась война с Испанией. В 1595 году сворой таких "джентльменов удачи" была захвачена огромная португальская торговая каракка "Мадре де Дьос", плывшая из Ост-Индии, размеры добычи с которой ужаснули англичан - 500 000 фунтов, почти половина того, что тогда лежало в казне королевства!

Так появилась идея создать специальную компанию для торговли в Ост-Индией - свою, с блэкджеком и шлюхами. Так 31 декабря 1600 года появилась организация, названная Управляющий и Компания купцов Лондона, торгующих с Ост-Индией, позднее сократившаяся до Достопочтенной (ака Британской) Ост-Индской компании (неформальные названия - Джон Компэни, Компания-Бахадур, или просто Компания - The Company) с аббревиатурой ОИК (EIC). Название раскрывало структуру объединения - пайщики выбирали управляющего и 24 директора, составлявших совет компании. Каждый директор назначал определенных служащих, то есть, получал "верных людей" в структуре, с помощью которых проводил свою и избравших его пайщиков политику. ОИК получала от королевы монополию на торговлю со всеми странами от мыса Доброй Надежды до Магелланова пролива на 15 лет. Покровительство королевы было очень важным - без него нельзя было вывозить серебро за пределы Англии (сие каралось уголовно), а восточные царьки расставались со своими товарами лишь за звонкую монету (примитивные европейские ткани, скобяные изделия или прочая фигня их не интересовали от слова "абсолютно"). ОИК получила лимит на вывоз до 30 000 фунтов в год.


Джеймс Ланкастер

Первое плавание нанятой компанией эскадры началось 13 февраля 1601 года, когда из Вулиджа отплыли четыре корабля под командой капитана Джеймса Ланкастера - опытного мореплавателя, уже бывавшего в Ост-Индии (первая в мире английская экспедиция, заплывшая за мыс Доброй Надежды) в 1591-1594 годах и в Бразилии в 1594-1595 годах (откуда привез товаров на 50 000 фунтов). Еще один известный мореход, Джон Дэвис (даровавший свою фамилию проливу между Канадой и Гренландией) был главным лоцманом экспедиции. Что любопытно - в самой Индии англичане так и не побывали, зайдя на Никобарские острова, а потом сразу направившись в Индонезию. Ланкастер держал флаг на корабле "Ред Драгон" и поил команду лимонным соком, почто именно они понесли меньше всех на эскадре потерь от цинги.

Достигнув Индонезии, Ланкастер заключил выгодный договор с султаном Аче[ха] Аладдином III Раят Шах Саидом ал-Мукаммилом и основал первую факторию (торговый пост) ОИК в городе Бантам на острове Ява. Также удалось наладить торговые связи с купцами на Молуккских островах (они же Острова Пряностей), где тоже основали факторию.  В довершении всего удалось захватить в Малаккском проливе 1200-тонную португальскую каракку. Так что в Лондон Ланкастер в 1603 году возвратился с большой прибылью - новый король Яков I Стюарт произвел его в рыцари, а пайщики ОИК выбрали в совет директоров. До 1608 года компания снарядила еще 15 кораблей в Ост-Индию (один в ходе плавания таки утонул), и уже пятая экспедиция принесла чудовищную прибыль в 234%. Посему Яков I, не дожидаясь окончания 15-летнего срока, продлил в 1609 году привилегию ОИК на троговлю с восточными странами... Так появилась первая в Англии транснациональная корпорация.

(Продолжение следует)


Tags: Бахадур-ОИК, Восток есть Восток
Subscribe

Posts from This Journal “Бахадур-ОИК” Tag

  • Компания-Бахадур-28

    Французы на море и на суше (начало) Типу, прозванный европейцами по своей должности Султан, не страдал отсутствием самомнения - это был типичный…

  • Компания-Бахадур - 27

    Всадник, скачущий по граблям В 1777 году Людовик XVI решил поправить свое неумение управлять страной, чтобы она не летела в опуж со страшной…

  • Компания-Бахадур - 26

    Хайдер, который впереди Вернемся в Индию. Захапав Бенгалию, Компания решила, что "покамест хватить - это бы переварить", и решила…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments