qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

О незыблемости прописных истин

Кто не слышал слова о том, что трагедия - это "штиль высокий", а  комедия - "низкий", и кто сурово не смеялся над ними в старшей школе под диктовку учителя литературы? Потому что учитель истории как-то не объяснял тогда, почему актеры трагические были вхожи в "высшее общество", а комиков считали людьми второго сорта, годными лишь на "низменные забавы". Трагедия будит в нашей душе эмпатию и "соперживаляние", а фарс заставляет ржать над "тупаком" и максимально от него дистанцироваться с криками "я же не такой!", то есть будит самолюбование и эгоизм, что не есть хорошо, наверное, на самом-то деле. Вот и я познал то, что и в этом случае "классики" совсем не во всем ошибались, "наглядно сравнив" творчество самых выдающихся драматургов XVII века во Франции...

В общем, это я "высоким штилем" говорю, что прочитал первый том трехтомника Жана-Батиста Мольера из той серии, что издавало в 1980-х годах издательство "Искусство" - в ней к оному трехтомнику прилагались в качестве "собратьев по оформлению" двухтомники Пьера Корнеля и Жана Расина, которые я читал ранее и о которых уже отписывался в оном ЖЖ. И если говорить в общем, то покамест "слова о штилях" работают - как ни "блестит остроумием" мсьё Поклен, но "искусство высокой трагедии" волнует куда сильнее. Да он и сам это знал, ибо всё время пытался ставить у себя в театрах трагедии и играть в них драматические роли, но не получалосЯ - выходили в кассу только фарсы...

Если же конкретно "по пиесам", то:

  • "Шалый, или Все невпопад" - довольно наивный фарс,  построенный на том, что хитрый слуга устраивает ловкие трюки, чтобы помочь хозяину добиться своей возлюбленной, а тот тупо портит всё своим дурацким вмешательством. После третьего или четвертого облома становится просто скучно, да и девушку жалко - жить дальше с таким идиотом...

  • "Любовная досада" - фарс, построенный на том, что два молодых человека любят одну девушку, которая, естественно, одного любит, а другого дурачит... ее сестра, притворяясь не собою, а мужчиной. Да-да, слишком уж искусственно, чтобы смотреться естественно;

  • "Смешные жеманницы" - забавный фарс, высмеивающий "прециозную литературу", когда люди говорят не "натуральным", а "искусственным" языком с помощью помпезных и неестественных метафор. Двух таких дурочек и решают разыграть отвергнутые кавалеры, подсылая к ним переодетых придворными щеголями слуг, которые... увы, ударяются в пошлые фарсовые шутки и слегка портят этим всю задумку;

  • "Сганарель, или Мнимый рогоносец" - опять фарс с "перекрученной" интригой. Некий вьюнош добивается руки девушки, но на него кладет глаз живущая по соседству жена Сганареля и пытается соблазнить, из чего и проистекают "повороты сюжета", интересные разве что придуманными страданиями трусливого и ничтожного буржуа, возомнившего себя обесчещенным;

  • "Дон Гарсия Наваррский, или Ревнивый принц" - это даже официально признанная самая неудачная пьеса Мольера, провалившаяся везде. Потому что ну очень тупая схема сюжета "принц, вы одноклеточный ревнивец - я больше не буду! - ой, она снова стоит рядом с мущщиной, измена! - принц, вы...", повторяющаяся три или четыре раза, реально раздражает. Нельзя считать людей настолько кретинами;

  • "Урок мужьям" - фарс про то, как девушка и ее возлюбленный оставляют в дураках старого пердуна, желающего жениться на молоденькой и сделать из нее "домашнее быдло". Понимаете, сопереживать в такой пьесе некому - мужик настолько туп и самовлюблен, что поделом ему, и ничто в душе зрителя не трогается;

  • "Докучные" - "борется сатира" с тупыми и надоедливыми придворными, каждый из которых зациклен на своей мании (3,14здеть ни о чем, охота, карточная игра и пр.). Довольно натянуто, потому что не отвечает на главный вопрос - почему их всех сразу не послать накуй, позволяя жрать свое время и нервы? Не, я могу понять ответ в условиях Мольера в XVII веке - они "при теле", и их надо доить, получая профиты, оттого и приходится терпеть - но в пьесе-то этого нет!

  • "Урок женам" - небольшой фарсик, построенный на том, что изменивший фамилию старый пердун, желающий выйти за девицу, притворяется другом ее возлюбленного, который посвящает его во все тонкости протекающего ухаживания... "Соперживалять" снова некому - "самдурак";

  • "Критика урока женам" и "Версальский экспромт" - две небольшие одноактные пиески "по мотивам" полемики вокруг пьес Мольера в печати. Понимаете, когда пытаешься "остроумно" отвечать в каментах людям тупым и злым, в итоге чаще всего опускаешься на их уровень - тупишь, хамишь и злишься. Вот и эти две пиески абсолютно в этом стиле - гений тупит, пошлит и хамит оппонентам. Увы, не спорьте с дураками - не жил еще тогда Марк Твен, а зря;

  • "Брак поневоле" -  фарс о том, как глупого старого пердуна заставляют жениться на девице, которая открыто обещает ему изменять и его разорять. Прозрение приходит, но поздно. Мораль довольно плоска -  не женитесь после сорока вообще;

  • "Принцесса Элиды" - что может быть пошлее пасторали? Наверное, пастораль при принцессу, "которая не любит мущщин и не хочет замуж", и которую подловил принц, изобразив "полную к ней нелюбовь" (этот сученыш смеет меня не любить - меня!), полтора первых акта которой написаны стихами, а потом - прозой. Гений не успевал на королевский праздник - оказывается, и в XVII веке такие отмазки работали, блин...

Таков первый том Мольера. Честно говоря, он лучше всего иллюстрирует мысль о том, что даже гении не могут писать одинаково хорошо каждую свою вещь - особенно в "низком штиле".



Tags: книжки
Subscribe

Posts from This Journal “книжки” Tag

  • Как выгоняли Сталь

    Французская "писательница буков" Анн[а]-Луиз[а] Жермен[а] дe Ста[э]ль-Хольштайн (для маниакально боявшейся нерусских слов публики XIX века…

  • Черный Принц "белых отрядов"

    Английское средневековье - не самая любимая тема для российских историков ("сильно мягко" говоря). Положение худо-бедно спасают (именно что…

  • Хорошая девочка Рейли... А чем же она хороша?

    Не знаю, заметили ли вы, но издательство " Молодая гвардия", выпускающая серию " ЖЗЛ", давно и плодотворно сотрудничает с ФСБ - и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments