qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Всё то золото, что блестит - 15

Во имя веры

Испанские короли называли сами себя Их Католические Величества, из страны были изгнаны мавры и евреи, протестанту, если он не был иностранцем и дипломатом, грозило при поимке просто быть разорванным на куски толпой даже до того, как его передадут официальным органам. Посему родилась легенда о том, что Испания XVI-XVII веков была весьма религиозной страной "высокой христианской морали и нравствености". Увы, как и многие легенды, это тоже была отборной и абсолютно недостоверной брехней...

 
И Сервантес, и Лопе де Вега имели официально признанных ими бастардов

Начнем с самого главного - семьи и брака. Тот, кто начинает читать хотя бы биографии двух самых знаменитых испанцев Золотого века - Мигеля де Сервантеса Сааведры и Лопе де Веги Карпьо - сразу сталкивается с каким-то потрясающим количеством не зарегистрированного официально нигде блуда. Бабки, тетки и сестры Сервантеса прижили вне брака нескольких детей, сам великий романист в законном браке детей не имел, а его единственная дочь Исабель была бастардом, у которой, в свою очередь, родились бастарды... У "Испанского Феникса" Лопе было 6 законных детей, рожденных в двух браках, и 9 бастардов от пяти женщин (это только известные связи и признанные дети). И никто на них не показывал пальцем, побияя камнями, ака блудников и грешников (Сервантес трудился в "государственных органах" по финансовой части, Лопе так вообще под конец жизни принял сан священника, а до того был уважаемым в обществе "другом инквизиции") - практика сия была повсеместной, даже король Филипп IV имел бастардов. Обычно ежели мужчина не мог или не хотел жениться после "залета" его любовницы, дело решалось в суде - по жалобе женщины чаще всего присуждали денежную компенсацию, которую "алиментщик" должен был выплатить (тут самое главное было доказать, что женщина не являлась путаной, а была "честно обманута"), а дитя признавалось "имеющим отца" и не имеющим вследствие этого никаких особых поражений в правах (и наказаний для матери). Порой подобные процессы и выполнение решений суда превращались в такие мелодрамы и плутовские романы, что литература просто отдыхала...

Второй важный момент - степень "искренности веры" обычных людей. Ее очень хорошо описывает драма еще одного гения, Педро Кальдерона де ла Барки - "Поклонение кресту". Разбойник Эусебио убивает, насилует и грабит людей - но преклоняется перед изображениями креста, ибо "искренне верующ". И в одном из эпизодов пьесы некий крестьянин выходит "падилам" из дому, обвешавшись крестами с головы до пят - "чтобы разбойнику некуда было попасть". Оба они демонстрируют практически языческое поклонение предметам культа, ничуть не задумываясь о его содержании. Правильно соблюдай ритуалы - и можешь вообще в Б-га не верить, только громко об этом не говори никому, донесут... Чего уж тут говорить о найденных в ХiХ и ХХ веках доказательствах того, что существовали во времена Золотого века тайные общины криптоиудеев, на людях истово исполнявших все христианские обычаи и традиции, а взаперти тайно отправлявших культ своих предков. И никакая, заметьте, великая и ужасная инквизиция до них так и не докопалась.


Печать трибунала Священной инквизиции

Чем же тогда занималась сия прославленная в романах, фильмах и прочих компьютерных ужастиках организация? О, у нее был океан бюрократических хлопот, среди которых розыскание и поимка настоящих еретиков вообще было как бы не "делом вторым-третьим". Появилось то, что нам известно как испанская инквизиция, в 1478 году по указу королей (тех самых первых в мире Католических Величеств) Изабеллы I и Фердинанда II, дабы "решить проблему" с огромным количеством мусульман и иудеев, обитавших на территории, которые корона продолжала успешно "реконкистировать". Решали проблему довольно просто - кто не крестился, тем "позволяли выйти вон с тем, что в руки взял" ("чемодан - Альхесирас - Алжир"), а вот за теми, кто решил "ой, типа креститься, а жить всё равно по-старому " и должна была "отечески приглядеть" инквизиция. В 1480 году появились первые инквизиторы, в 1481 году случилось первое аутодафе ("акт веры" - публичная казнь нераскаявшегося еретика), а в 1488 году организация получила свою официальную структуру и орган управления - Совет Верховной и генеральной инквизиции (Consejo de la Suprema y General Inquisición), ака Супрема.

Возглавлял Супрему генеральный инквизитор, назначаемый королем и утверждаемый папой Римским. В совет входили 6-10 человек, назначаемых королем, и он являся таким же подразделением федерального правительства, как Королевский совет, финансовый и все прочие - отвечавший за "дела чистоты веры". Супреме подчинялись 15 трибуналов инквизиции "на местах", в которые входили судьи, консультанты (выдававшие заключения по теологическим вопросам), квалификаторы (определявшие степень греховности подсудимого - заблуждающийся, близкий к ереси, еретик) и прокурор, который выступал обвинителем на заседаниях трибунала. Но главную и самую нелюбимую испанцами работу выполняли не они, а "приближенные" - своего рода добровольные агенты, выискивающие ересь и ее проявления и сообщающие о них в трибуналы. Их было много - около 20 000 человек по всей Испании в XVII веке, они ни от кого не скрывались и, хотя и не получали денег, имели привилегии (например, были неподсудны гражданским судам, которые должны были все обвинения против них передавать в трибуналы инквизиции) и пользовались в обществе большим авторитетом и весом. Например, "слугой инквизиции" был всё тот же Лопе де Вега.


Ужасы испанских инквизиций - довольно популярная тема для палп-фикшна XVII века

Вопреки страшилкам и ужастикам, пытки людей, выбивание из них признаний и устроение аутодафе не были основными занятиями инквизиции - в самое лютое ее время, 15 лет правления ТомАса де Торквемады, было казнено то ли 1500, то ли 2000 человек, но "мавры кончились", и затем количество приговоров (которые, кстати, совсем не все были смертельными) резко пошло на спад (при Филиппе IV, правившем более 40 лет, состоялись всего 30 аутодафе). Кстати, и сами пытки не были "кровавыми" принципиально - церковь запрещала пролитие крови своим служителям, и потому появились все эти "испанские сапоги", дыбы, "кобылы" и прочие способы истязать людей бескровно.

Но куда больше бумажной волокиты и времени занимали цензура всех печатных изданий, книг и театра, выписывание штрафов "настоящим христианам" за мелкие проступки (богохульство, работа в воскресенье, отсутствие на мессе и пр.) и выдача свидетельств о "чистоте крови" - очень важного документа (требуемого почти на любую государственную службу и много еще куда), удостоверяющего, что в родне христианина не было мусульман, иудеев или прочих еретиков на протяжении двух поколений. В общем, куда вероятнее было схлопотать штраф или конфискацию имущества (полную или частичную) по доносу "приближенного", чем попасть на костер, будучи обвиненным в ереси (в конце концов, почти всегда можно было покаяться и получить несмертельное наказание, от ношения санбенито до тюремного заключения). Потому что, как всегда, церковь во все времена больше волновало содержимое кошельков своих прихожан, нежели их голов... Впрочем, было одно весьма жестокое и кровавое исключение, случившееся как раз во времена Золотого века.

Tags: Испанское золото
Subscribe

Posts from This Journal “Испанское золото” Tag

  • Всё то золото, что блестит - 17 (финал сезона)

    Склеразм крадется незаметно... Завершая главу об инквизиции, Ваш слуга Альцгеймер обещал печальную историю религиозных репрессий, но следующая глава…

  • Всё то золото, что блестит - 16

    Весь мир - театр Иностранные путешественники отмечали особую любовь испанцев Золотого века к развлечениям. Например, к танцам - все люди всегда…

  • Всё то золото, что блестит - 14

    На сопках Кастилии Не все испанские города процветали, как Мадрид, или Севилья. В 1616 году университет Толедо направил королю Филиппу IV жалобу, в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments