qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Всё то золото, что блестит - 14

На сопках Кастилии

Не все испанские города процветали, как Мадрид, или Севилья. В 1616 году университет Толедо направил королю Филиппу IV жалобу, в которой содержался крик души о самой первой великой депрессии в истории: "Две трети живущих здесь людей больше не имеют никакой работы, и, лишенные занятия, они постепенно забывают все, что умели, а ведь Испания славилась своими ремесленниками… Когда-то торговля и производство были в Испании первыми в мире, поскольку выпускалась не только та продукция, в которой нуждалась наша страна, но и вся Европа и колонии Америки обеспечивались испанскими товарами. Сегодня иностранцы сбывают товары, прежде всего ткани, в Испании, получая за них звонкую монету. Если бы все те товары, которые они привозят, производились в нашем королевстве, как это было когда-то, королевская казна пополнилась бы огромными доходами… Следует признать, что в настоящее время среди населения, вдвое сократившегося по сравнению с тем, что было когда-то, удвоилось количество монахов, священнослужителей и студентов, поскольку эти люди не находят для себя других средств к существованию".


Даже Веласкес не мог нарисовать соотечественникам обильного завтрака... (кликабельно)

Жалобы ученых мужей подкрепляют данные статистики. Между 1594 и 1646 годами Толедо потерял половину своего населения, а около 1650 года там осталось всего около 15 текстильных мастерских из нескольких сотен, которыми город располагал в период расцвета. В Бургосе, где концентрировалась непереработанная шерсть, предназначавшаяся на экспорт, из 2600 домов (около 13 000 жителей) осталось всего 600. В Медина-дель-Кампо, крупном ярмарочном центре и излюбленном месте менял в начале правления Филиппа II, из 3000 домов, которые были в этом городе в 1570 году, к 1646 году осталось лишь 650, и он превратился в городишко полуаграрного типа, обитатели которого жили в основном за счет земельных доходов и виноделия, которое развивалось в окрестностях.

Конкуренция со стороны иностранной продукции была одной из причин этого упадка, но она не могла найти более благоприятной среды, чем в условиях Испании. Изобилие серебра, поступающего из Америки, позволяло многократно увеличивать закупки за границей; растущая сила предрассудка "чистоты крови" и пристрастие к благородству порождали презрение к любому труду и вели к упадку "механических профессий". Буржуазия теперь вкладывала свои капиталы уже не в крупномасштабные торговые операции и производство, тесно взаимосвязанные друг с другом и служившие источниками как больших прибылей, так и разорения, а в ценные государственные бумаги (juros) и в земельную ренту (censos), гарантировавшие мирное и сытое безделье.


"Трактирщик" Веласкеса (кликабельно)

Остававшиеся "на плаву" ремесленники пытались, как могли, обеспечить себе "социальные гарантии" - теми способами, которые имелись у них под рукой в XVII веке. Когда во всех других европейских странах цеховая структура в городах "клонилась к упадку", в Испании случился ее "ренессанс" - практически не осталось "свободных ремесел", не охваченных цехами (gremios). Портные, шившие камзолы, и портные, шившие штаны, входили в разные цеха, а еще "кучковались" позолотчики, златовышивальщики, ювелиры и отдельно "златокузнецы"... Цехи уничтожали конкуренцию, обеспечивая мастеров гарантированным минимумом заказов, а также поддерживали тех, кто разорялся, болел, получал увечья и пр. Делалось это с помощью братств (confradias или hermandades), в которые входили мастера, подмастерья и ученики, занимавшиеся одной профессией (в отличие от цехов, участники братств формально были равноправны) - братства содержали "кассу взаимопомощи", из который выплачивали временно нетрудоспособным, инвалидам, вдовам и пр. пособия. В конце концов, братства превратились в "городской актив", который занимался почти всеми аспектами общественной жизни в городах - например, устройством праздников и массовых увеселений.

Хуже всего, естественно, жилось крестьянам. При величайшем бюрократиссимусе Филиппе II составили полный перечень городов и деревень Кастилии (для налогообложения, естественно - а вы о чем подумали?), к которому прилагался подробный вопросник - своего рода первое в мире социсследование, "типа чо" выращивают, какие местные святыни, праздники, чья земля, и пр. Согласно ответам крестьян, "средняя по больнице ситуация" выглядела примерно так: "В Бельвисе, небольшом селении в провинции Толедо, с 1500 фанег (около 800 гектолитров) пшеницы, собиравшейся каждый год, 150 уходило на десятину, 400 — на ренту, положенную собственнику земли, 200 необходимо было оставить на посев в будущем году; таким образом, крестьянину в хороший год оставалась лишь половина урожая, продажа которой позволяла ему заплатить королевские налоги, но часто случалось так, что крестьянин не собирал столько, чтобы все заплатить, и тогда он разорялся".


И чо ж вы там всё жрете-то тогда? - снова Веласкес (кликабельно)

Впрочем, как всегда и везде, крестьяне ныли чуть больше, чем на самом деле страдали - многочисленные произведения литературы Золотого века, как и художники-корифеи тех времен, рисуют и образы толстых, зажиточных и обожравшихся крестьян и горожан, довольно наглых и процветающих. В те времена еще не было телевидения и "министерств правды", так что вряд ли веласкесы-сурбараны, авторы плутовских романов и комедий на театрах нагло врали - зачем им так подставлять себя перед зрителями? В целом "жизнь народную" тех славных времен можно охарактеризовать "итого скорее оптимистичной" фразой "и в общем было чего выпить-закусить"...

Tags: Испанское золото
Subscribe

Posts from This Journal “Испанское золото” Tag

  • Всё то золото, что блестит - 17 (финал сезона)

    Склеразм крадется незаметно... Завершая главу об инквизиции, Ваш слуга Альцгеймер обещал печальную историю религиозных репрессий, но следующая глава…

  • Всё то золото, что блестит - 16

    Весь мир - театр Иностранные путешественники отмечали особую любовь испанцев Золотого века к развлечениям. Например, к танцам - все люди всегда…

  • Всё то золото, что блестит - 15

    Во имя веры Испанские короли называли сами себя Их Католические Величества, из страны были изгнаны мавры и евреи, протестанту, если он не был…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments