qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Топ-10 книг о Великой французской революции

Нынче - исполнение обещаний, не отложенное в долгий ящик. Обещал составить топ книг по Великой французской революции - выполнил. Аффтар сделал - аффтар доволен можно его погладить, мрр.

1. Альфонс де Ламартин. История жирондистов. Изо всех книг по сабжу мне наиболее симпатична сия, и вот почему. Ламартин, добросовестно поработав с архивами и газетами, извлекши оттуда "доподлинные" речи и декреты, всё-таки подошел к делу как поэт-романтик (это было основное из прославивших его занятий). Он сумел показать "слепость и беспощадность революционной стихии": нельзя начать революцию, а потом остановить ее мановением руки. Этот зверь, будучи разбужен, уже не заснет, пока вдосталь не напьется крови. Автор симпатизирует жирондистам, но на их примере наглядно показывает - когда они "играли в слова" и "будили народ", революция подняла их на гребень, а когда попытались "обуздать стихию", толпа их скинула, разметала и распяла. Эх, если бы история хотя бы чему-то учила...



2. Томас Карлейль (Карлайл). Французская революция. История. Для Карлайла революция - это хаотическое столкновение людей и идей, в котором кто-то побеждает, а кто-то проигрывает. Его книга насыщена героями - кто-то постоянно держится "наверху", пытаясь управлять событиями, а кого-то "вспышка света" выхватывает на краткий миг. Именно это обуславливает оригинальный и так раздражающий студентов стиль - человек часто упоминается вскользь, без вступлений и объяснений, откуда он взялся, "знающему - достаточно". Но если привыкнуть к этому стилю, то он даже будет делать чтение книги более приятным - люди на самом деле показаны лишь тем, чем прославились, без "всего пустого". Ну и, естественно, чтобы так писать, надо хорошо владеть фактурой, "чего и есть" в книге Карлайла.



3. Жан Жорес. Социалистическая история Французской революции. Тут всё сказано в названии - либерте, фратерните, эгалите и социалисмус. Революция - это свержение тирании гнусных феодальных исплататаров, вызванное социально-экономическими причинами, и потому она прогресс, а борьба с ней - регресс. Буржуазия хорошо, но пролетариат - лучше. И всё определяется экономикой, да. Всё сие неслабо утомляет, как и риторические пассажи, которыми автор явно любуется (у Жореса была слава "воскресшего Цицирона"). Но объем (6,5 томов, ибо первый том в 2 книгах) делает сие сочинение до сих пор одним из самых набитых фактурой, причем не только о событиях в Париже, но и, что ценно, в провинциях.



4. Альбер Матьез. Французская революция. Тут всё еще хуже, чем у Жореса, ибо автор - марксист, причем "ближе к коммунистам", "большой друг Советского Союза". Потому ценность и неизбежность революции "ради жизни на землИ" вообще не обсуждается, а всё, что творили эреволюционэры - "во всеобщее благо". Причем чем они радикальнее - тем правильнее; правда, в этом тезисе Матьез остановился на Робеспьере, его кумире, но не перенес симпатии далее, на "бешеных" и эбертистов. Об нынешние дни это может быть интересно разве что фактурой (всё-таки три тома), или фанатам "мраки-енгеля", да для "историографии вопроса".



5. Алексис де Токвиль. Старый порядок и революция. Это книга для людей ленивых и для тех, кому не нравятся люди, а только отвлеченные идеи. Ибо Токвиль был социолух (в некотором роде даже "один из родителей социолухии"), и вся его небольшая книжица - это рассуждения на темы "откель оно всё взялось, и почему так случилось". Революция для него - это борьба прогресса, который демократия (Токвиль вообще был сильно за демократию, поэтому его до сих пор очень любят в США и в Европах), против сопротивления нехороших элит, но всё было предопределено заранее, ибо прогресс всегда побеждает. В общем, повторюсь, для тех, кто не любит подробности и сразу переходит к глобальным обобщениям.



6. Бронислав Бачко. Как выйти из Террора? Термидор и Революция. Хватит уже пиарить общие труды давно померших товарищей - пора перейти к "из последнего". Книга польского автора рассматривает самый интересный, но наименее изученный период революции - "термидорианскую реакцию". И в очень интересном аспекте - как буквально на следующий день после казни Робеспьера сотоварищи объяснить народу, что произошло? Ну, тут отвертелись привычно - "враги революции, агенты аристократов". Но потом встал вопрос - надо как-то сворачивать всё это безобразие, выпускать народ из тюрем, а кого-то и за что-то наказывать. Но страна-то еще в возбуждении, люди-то еще смотрят друг на друга, как на "подозрительных"... В общем, может, местами и нудно, но вельми познавательно.



7. Моррис Славин. Эбертисты под ножом гильотины. Интересная книжка про самую шумную, самую скандальную и самую, пожалуй, деятельную партию времен Французской революции - кордельеров, или эбертистов. Она же самая нелюбимая историками - большинство "мэтров" в моральном чистоплюйстве зажимало нос и скороговоркой бубнило "разнузданная чернь, нечистоплотные жЫвотные, негодяи". А ведь "их боялся сам Флинт Робеспьер", и настолько, что принялся за их зачистку сразу перед выпилом дантонистов. Да и вообще, ИМХО, эбертисты - люди, наиболее полно воплотившие в себе дух революции, со всеми прилагающимися "душками" и "запашками", а местами и просто зловонием. Именно для таких революции и прочие "народные гуляния" становятся "праздником души".



8. Роже Шартье. Культурные истоки французской революции. Автор отходит от "мрака мраксизма", пудрившего мозги исследователям ВФР по всей Европе более ста лет, и проверяет на прочность старые устоявшиеся клише - "революция была подготовлена общественными мыслями", "идеи Просвещения подготовили почву", "прогресс пришел на смену ретроградству" и пр. Для чего прибег к анализу книг и газет (тиражи, доступность, охват аудитории и пр.), выходивших во Франции XVIII века, а также пропагандировавшихся в них идей, чтобы понять - на самом ли деле у ВФР есть "культурные истоки", и если да, то кто куда вытек и во что впал?..



9. Бовыкин Д.Ю. Король без королевства. Людовик XVIII и французские роялисты в 1794-1799 гг. В России, а особливо в СССР, историкам меньше всего были интересны роялисты - "их время ушло", "локомотив прогресса смел шваль с магистрального пути", "они должны были умереть, чтобы мы жили". Посему вокруг монархического движения во времена ВФР в нашей историографии до сих пор живут самые нелепые и невероятные легенды и басни - например, про "мятеж роялистов 11-13 вандемьера". Автор с ними борется, а заодно "вводит в оборот" много новой интересной фактуры.



10. Чепурина М.Ю. Гракх Бабёф и заговор "равных". Поскольку Бабёф даже сам себя назвал коммунистом, то в СССР он был едва ли не самым культовым героем ВФР. Что, впрочем, особого толка многочисленным писаниям о нем не добавляло - все они изо всех сил делали из этого склизкого, мутного и неразборчивого в средствах и союзах типца "самого человечноВА человека". После СССР случился "эффект бумеранга" - никому на фиг оказался не интересен и не нужен "коммунист-неудачник". Но вот, наконец, первая попытка на самом деле разобраться, что жа это за зверь такой был - "равные", и как оно там всё было на самом деле...



Tags: Топы в десятке
Subscribe

Posts from This Journal “Топы в десятке” Tag

  • Топ-10 богатырей русских былин

    В топ вошли только яркие и запоминающиеся парни (и девушки), которые на самом деле что-то делали, а не по горам шибались (Святогор) или землю пахали…

  • Топ-10 античных гетер

    Люди малообразованные и низкокультурные считают, что слово " гетера" обозначало древнегреческую проститутку. И пролетают примерно так же,…

  • Топ-10 воинских сословий Европы

    Слоны никогда не были эксклюзивом России (если отвлечься от того, что они в ней вообще никогда не водились). Как и особые воинские сословия или…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments