qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Песнь об их Сиде - 6

Ветер из-за моря дул

Мусульмане в Испании состояли в основном из арабов и "тех, кто ими себя считал" - их было от 30% до 40% населения таиф. Еще около 5% составляли муваллады - ренегаты, бывшие христиане, еще не до конца ассимилированные завоевателями. А от 5% до 10% были берберами - жителями Африки, из Магриба (южное побережье Средиземного моря) и Сахары, которые в основном служили наемниками в войсках, ибо отличались дикостью и производными от нее свирепостью, бесстрашием и фанатизмом. Кое-где выходцы из Африки добивались власти - в Малаге (1058-1090) и Гранаде (1013-1090) правили амиры из берберской династии Зиридов, но это "вызывало сильный антагонизм" с соседями-арабами. Ибо в целом обитатели ал-Андалуса (мусульманской Испании) считали себя культурными, утонченными и образованными людьми, а берберов - "варварами из пустыни". Посему тем, что творилось по ту сторону Гибралтарского пролива, интересовались мало.


Вооруженный альморавидянин

А там как раз "шла движуха". В середине VIII века берберское племя лемтунов создало свое государство со столицей в городе Аудагосте, что привело к длительным войнам с негритянской империей Мали. Лемтунов называли еще и муласаминами (закутанными) за обычай заматывать голову, оставляя лишь узкую щель для глаз. В IX веке мусульманские проповедники распространили тут ислам, а в 1036 году вождь лемтунов Яхъя бен Ибрагим совершил хадж - паломничество в Мекку. В пути туда и обратно он понял, что в смысле богословия, благочестия и "истинности исляма" муласамины живут как дикие животные и в абсолютной тьме. Чтобы исправить положение, он пригласил к себе ученого человека Абдуллу бен Ясина из племени газула (и потому получившего прозвище Газула), чтобы тот обучал муласаминов "правильности ислама" и законам шариата. Однако берберам суровость и беспощадность истинного ислама пришлась не по душе, и после смерти Яхъи бен Ибрагима они выжили "учителя" на остров, омываемый водами реки Сенегал, где Газула и его последователи построили себе рибат (укрепленный пункт) и вели там "праведную жизнь".

Совсем скоро в рибат Абдуллы бен Ясина начали стекаться все "униженные и оскорбленные", и вскорости число приверженцев "чистой веры" достигло числа, которого их вождь счел достаточным для того, чтобы в 1041-1043 годах начать войну с "нечестивцами" на территории нынешней западной Сахары и Марокко, которые и были в течении 10 лет покорены. Затем экспансия Газулы направилась на западный Магриб. После его смерти в 1058/1059 году во главе братства постепенно встал Юсуф бен Таш[у]фин, один из вождей лемтунов. В 1061 году он объявил себя амиром, в 1062 году основал город Марракеш, ставший столицей, а к 1084 году покорил Фес, Танжер, Тлемсен и Сеуту. Святое братство" называлось ал-Мурабит[ун] ("люди рибата"), что и превратилось в языке невежественных гяуров Испании в Альморавидов.


Монета Юсуфа бен Ташфина

Терявшие свои владения под натиском "императора" Альфонса VI, мусульманские амиры наступили на горло собственному отвращению к "дикарям" и просили помощи у бен Ташфина. Однако тот сурово отвечал им: "Я приду, если аллах даст мне Танжер (потом - Сеуту)". Но когда в 1084 году Сеута покорилась ал-Мурабитун, амир решил таки "сделать подвиг во имя веры" и помочь мусульманам в Испании, которых гяурский король как раз сурово прижал, захватив Толедо и обложив Сарагосу. Оговорив себе в вечное владение порт Альхесирас, вождь берберов переправил туда "нещислимы полчища" неизвестной численности. К нему сразу присоединились рати андалуских таиф - амиры ал-Мутамид из Севильи, Умар ал-Мутаваккиль из Бадахоса, ал-Музаффар из Гранады, Ахмад из Альмерии, Тамим из Малаги и пр. (всего 13 штук).

Прознав про сие, Альфонс VI снял осаду Сарагосы и двинулся навстречу мусульманам. Исламские хронисты "достоверно сообщают", что у него было "от 60 000 до 80 000" воинов, но современные историки скостили цифру до 1000 пехотинцев и 1500 всадников (из которых 750 были рыцарями, причем "некоторые были евреями"). Силы коалиции амиров те же исламские хронисты исчисляют в 48 000 человек, а хронисты испанские не мелочатся - "в три раза больше, чем христиан" (что "вообще ни о чем", ибо сколько их?). Сражение случилось 23 октября 1086 года у Заллака (в испанской традиции - у Саграхаса), севернее Бадахоса. Христиане с треском проиграли - спастись удалось не более чем 500 человекам во главе с королем, остальные были убиты, либо пленены и потом уже убиты. Победоносного Юсуфа провозгласили амиром ал-муслимин, но из-за известий о смерти больного сына, оставленного в Сеуте, он тут же уплыл в Африку, оставив ал-Мутамиду 3000 всадников.


Большая подпись короля Альфонса VI

Однако же часто бывает то, что плохо для человечества, хорошо для какого-то конкретного человека. Поражение Альфонса VI и гибель большей части его доблестных рыцарей (даже евреев) навело последнего на мысль, что великий и ужасный Кампеадор совсем напрасно томится в каком-то странном изгнании - в то время, когда каждый меч, особенно такой известный, нужен для защиты империи. Точно неизвестно, как и когда состоялось примирение короля и опального вельможи - просто во время приема 21 июля 1087 года при королевском дворе в Бургосе архиепископа Толедо Руй Диас уже упомянут среди придворных. А в марте 1088 года он же перечислен среди двора во время визита папского легата. Альфонс VI старых владений Диасу не вернул, зато пожаловал новые - замки Дуэньяс и Гормас на бывших мавританских землях, Ибеас-де-Хуаррас и Бривьеску возле Бургоса, а также долины Кампо и Эгунья в Сантандерских горах.

Tags: Кампеадор, Медиум евум
Subscribe

Posts from This Journal “Кампеадор” Tag

  • Песнь об их Сиде - 13 (финал сезона)

    Всё, что осталось Осталось, на самом деле, весьма немного. До конца 1098 года Сид захватил Сагунто, укрепив северные рубежи своего княжества, хотя…

  • Песнь об их Сиде - 12

    Битвы, победы и союзы Естественно, что ал-Мурабитуны не собирались сидеть на попе ровно и прощать Сиду побитие себя и хозяйничание в Валенсии.…

  • Песнь об их Сиде - 11

    За мавров хороших - против мавров поплоше Итак, Эль Сид стал хозяином Валенсии с несколько неопределенным титулом - будучи христианином, вряд ли он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment