qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Война древних с новыми - 7

В опу ж ваших греков!

Классицизм, победивший корнелевского "Сида", постулировавший свои золотые правила и оккупировавший театральную сцену, цвел и пахнул, когда, как это и положено по всем законам жанра, к нему незаметно подкрался злобный враг. Он скрывался до поры до времени в недрах литературных жанров, о которых не писал ничего Аристотель, в которых не творили греки и римляне, а следовательно, нельзя было убить врага в лоб цитатой на мертвом языке. И почуяв эту невозможность, картезианцы (и сознательные, приветвовавшие учение Декарта, и бессознательные, злобно с ним полемизирующие, но вынужденные в ходе спора применять его же аргументы и методы) начали подкоп под священный авторитет античных классиков...


Титульные листы поэм Демаре де Сен-Сорлена...

Во-первых, в обществе, где большинство всё еще страдало католицизмом головного мозга, не мог не появиться особый жанр поэзии - религиозная эпопея. Поначалу авторы "священных писаний" добросовестно, как завещали им поэты Плеяды, Малерб и Академия, высовывали языки и подражали классическим образцам эпического жанра - Гомеру, Вергилию и итальянцу Торквато Тассо (автору "Освобожденного Иерусалима"). Но то ли из-за рокового стечения обстоятельств, то ли из-за того, что КГМ поражал в основном пустоватые и немясомолочные головы, получалась редкостная дребедень. "Лучшими образцами" подобного творчества стали поэмы уже знакомых нам авторов: Демаре де Сен-Сорлена - "Кловис, или Христианская Франция "(то бишь о Хлодвиге, 1657 год), и Жана Шаплена - "Дева, или Спасенная Франция" (о Жанне, понятное дело, д'Арк, 1656 год), и увы, обе вышли кривенькие и страшненькие.

Буало так жеско выстебал их (сперва в "Сатирах", потом в полемических сочинениях, в итоге - в "Поэтическом искусстве"), что, например, Шаплен вторую часть своей "Девы "так и не решился напечатать - впервые она увидела читателей лишь в 1882 году как "посмотрите, о какая куриозная редкость!". Окончательно же добили этот жанр во Франции пародии - в 1678 году Буало опубликовал ирои-комическую поэму "Налой" (выспренным языком описывающую схватку двух попов по поводу того, куда поставить столик), а в 1755 году над поэмой Шаплена выстебался Вольтер в "Орлеанской деве". Так что постепенно в умы авторов эпопей пришла мысль (целая!), что... нет, не они такие глупые, а что Гомер и Вергилий, как "грязные язычнЕГи и тупые бездуховные тварЕ", просто не годятся в образцы, ибо ничего не понимали в христианстве...


...и Жана Шаплена

Во-вторых, Людовики XIII и XIV весьма любили музыку (первый вообще сам написал тот самый "Марлезонский балет", второй был бездарем, и только танцОвал), и потому постепенно во Франции процвел новый жанр - французская опера (или, как ее тогда прозывали, музыкальная трагедия - чтобы хоть прикрыться фиговым листком античности), в которой всех соперников низводил, курощал и попросту без соли жрал великий и ужасный итальянец Джованни Баптиста Лу'лли, понаехавший в Париж и ставший любимым композитором короля Жаном-Батистом ЛюллИ.

Скорифанившись с оттертым с драматической сцены всеми этими корнелями и расинами поэтом Филиппом Кино, Люлли завалил Париж в 1670-1680 годах операми, некоторые из которых до сих пор признаются классикой. Правда, как потрясающий жлоб и ужасающая скотина, Люлли просто добился от короля запрещения ставить во Франции любые оперы, кроме своих, да и вообще держать в любом театре оркестр более сперва 6, а потом и трех музыкантов - и в этом крылся секрет его немыслимых аншлагов. Самое же печальное (для классицизма) было в том, что в античности опер не писали (от слова совсем), и никаких мыслей по этому поводу Аристотель не оставил - приходилось импровизировать на ходу.

 
Люлли и Кино, монстры опер

В третьих, если Людовик XIV был королем Франции, то министром всяких министерств, особливо финансов, был Жан-Батист Кольбер, который на все "эти ваши культурные глупости" находил бабло, то есть был самым нужным в стране человеком - а потому и самым важным (корону-то носить любой дурак сможет!). У него, в числе прочих, был геморрой - в честь великого и провИщенного правления Руя-Солейя выпускалось много всяких медалей и строилась куча памятников, на которые требовались краткие, звучные и, желательно, грамотные надписи на разнообразных латынях. Понадобились люди, одновременно разбирающиеся в античных медалях, руинах с памятниками, языках и словестности.

Так в 1663 году появилась Королевская академия надписей и медалей, существующая и доныне (с 1716 года - Академия надписей и изящной словестности), небольшой кружок антиковедов и антикваров, кое-что смыслящих еще и в литературе. Но, трудясь в сфере нацарапывания нетленок на камнях и металлах, они быстро пришли к потрясающему открытию - большинство французов не умеет латыни (и даже греческого!) и понимает тексты только на французском, даже на памятниках!!! Это был удар, но академия его смогла пережить - и сделать соответствующие выводы...


Жан-Батист Кольбер

Итак, с трех сторон гидра сомнений в авторитете Аристотеля и прочих классических греков подкрадывалась ко французской литературе. Требовался только отчаянный малый, который бы бросил папироску в бензобак - и он, естественно, нашелся...

Tags: Древние и Недревние
Subscribe

Posts from This Journal “Древние и Недревние” Tag

  • Война древних с новыми - 11 (и последняя)

    Удар по Гомеру (часть 2) Удар де Ля Мотт вполне себе осознавал, что в споре о филологических вопросах он представляет из себя чуть более чем ноль…

  • Война древних с новыми - 10

    Удар по Гомеру (часть 1) Жестокие побоища "древних с новыми", бушевавшие на берегах туманного Альбиона, в самой Франции после примирения…

  • Война древних с новыми - 9

    О карликах и гигантах Не успели слегка утихнуть литератОроведческие баталии во Франции, как бомбануло по ту сторону Ля-Манша. Ибо Англия, устаканив…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment