qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

Dell'arte в масках - 12 (и это всё)

Жизнерадостные поселяне

Театр дель арте был очень популярен в Италии в XVII-XIX веках, и потому, помимо основных масок, в разных областях и городах рождалось великое множество местных персонажей. Наиболее типичными стали те, кто отражал какие-либо социо-культурные особенности, представлял собирательный образ местных жителей. Мы уже встречались с такими персонажами, как Пеппе Наппа, Мео-Патака или Стентерелло, бывшими региональными разновидностями основных образов дзанни. Но кое-где творчество аборигенов пошло дальше, породив вполне самобытные образы.


Менегиньо XVII века

В Милане в XVII веке драматург Карло Мария Маджи создал персонажа по имени Менегиньо - уменьшительное от Менег (в свою очередь, уменьшенное от Доменег, регионального диалектизма от имени Доменико). В дворянских домах тогда модно было держать привратников (швейцаров - наше русское слово как-то слишком уж ассоциируется со швейцарцами), но не все могли себе позволить содержать их на постоянном жалованьи, и потому возникли эдакие разовые привратники, которых нанимали по случаю больших приемов, дабы пустить пыль в глаза. Их и называли Ваньками Доменегами или проще - Менегами, а потом это имя закрепилось как прозвище любого миланца-простолюдина.



Менегиньо XVIII века

Маска, ставшая особенно популярной в в XVIII и XIX веках, представляла из себя жизнерадостного, веселого, болтливого, хитроумного и проказливого миланца. Он никогда не носил маски, да и костюм его не был жестко устоявшимся - разве что в нем часто присутствовала ткань коричневого покроя, ибо она была наиболее дешевой. Обзавелся он и супругой - Чеккой (уменьшительное от Франчески). В XIX столетии его образ приобрел патриотически-антиавстрийские черты, ибо "прогрессивный народ Ломбардии боролся против империалистического ига" - в кукольном театре, например, Менегиньо частенько лупил глупых и злых австрийских солдат...


Джандуйя и Джандуйотто

В Пьемонте появился свой жизнерадостный поселянин - Джандуйя. Где-то в конце XVIII века на туринском рынке актеры, нанимаемые лавочниками, с помощью деревянных кукол разыгрывали остроумные сценки, привлекая покупателей. Так появился образ слегка наивного крестьянина "из глубинки", который с помощью юмора противостоит городским чиновникам и бюрократам. Версий о том, откуда появилось это имя, много, одна из них - что на диалекте графства Кальянетто Gian d'la dojia означает Бездельник Джанни. Из Турина в поисках ангажемента (и спасаясь от придирок полиции и цензуры) актерские труппы занесли Джандуйю в Геную и "далее везде".


Джандуйя

Джандуйя криклив и упрям, как все крестьяне, но по своему хитер. В XIX веке он, как и Менегиньо в Ломбардии, стал врагом австрийцев. А вместо привычной другим персонажем супруги он обзавелся... отцом по имени Джироламо или Джирони - таким же крестьянином из глубинки, но еще и старым (то есть, более упрямым и менее гибким). Иногда, впрочем, эта пара представала в образе самого Джандуйи и его маленького сынка Джандуйотто. Отличительные черты персонажа - коричневый камзол и желтый жилет с красной отделкой, коричневая (или зеленая) с красной тесьмой шляпа, коричневые (или зеленые) штаны, красные чулки и пивная кружка в руках, ибо Джандуйя не дурак хлебнуть пенного.


Ругантино

Ну а в Риме местный дух воплотился в образе Ругантино (от диалектизма ruganza - заносчивый, высокомерный) - драчливого молодого забияки-гопника из квартала Транстевере (люмпенского предместья), бойкого и острого, впрочем, в основном на язык. Первоначально эта маска была карикатурой на жандармов, потом превратилась в их антипода - уличного бандита, но сохранила отличительную черту сотрудника правопорядка - длинную палку-посох, с помощью которой он постоянно норовит врезать кому-нибудь, кто не даст сдачи. А еще Ругантино вечно ищет подходящую юбку - ибо бабник и слегка альфонс, потому и одевается с претензией на пижона. Этот образ, кстати, воплотил в одноименной киноленте 1973 года (Ругантино) Адриано Челентано.


Tags: Масочная комедия
Subscribe

Posts from This Journal “Масочная комедия” Tag

  • Dell'arte в масках - 11

    Всех побеждает любовь Несмотря на трюки дзанни и кривляния комических стариков, ни одна пьеса дель арте не обходилась без любовной интриги. Юноша и…

  • Dell'arte в масках - 10

    Комические старики Молодости и веселью в жизни часто противостоят старость и серьезность. А в театре дель арте молодым героям, любовникам и…

  • Dell'arte в масках - 9

    От маски до куклы Пульчинелла, Педролино и даже Арлекино были, как ни покажется странным, не первыми дзанни, а вторыми - то есть, они не занимали…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments