qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Dell'arte в масках - 5

Персонаж с секретом

Второй по популярности маской комедии дель арте, пожалуй, до сих пор является Пульчинелла - и потому, что секрет Полишинеля, и потому, что Панч и Джуди... Впрочем, по порядку.

Пульчинелла (Пульчинело, Поличиньелла) - это персонаж второго дзанни (второго слуги), который не так умен, как первый, чтобы вести основную интригу пьесы (дурачить господ-стариков и помогать господам-влюбленным), но незаменим для создания неповторимой комической атмосферы своими трюками-лацци, шутками, акцентом, ужимками и пр. В отличие от своего венецианского двойника Арлекино (и всех ему подобных масок - см.), он южанин, и особенно популярен в Неаполе, самый незаменимый персонаж южного состава масок. Его легко узнать по большому колпаку, белой одежде-балахоне с длинными рукавами, накладному горбу, а также по черной маске с большим крючковатым носом, как у петуха. Пульчинелла - из селян, ленив, глуп, неотесан, неистребимо простонароден, хотя иногда может и поддеть какого-нибудь особо глупого господина. Зато всегда весел и готов плясать и петь, за что и стал кумиром неаполитанских лаццарони.



Поскольку главные в мире враги всех итальянцев-южан - итальянцы-северяне, то неаполитанцы категорически отказываются выводить Пульчинеллу от Арлекино - они настаивают, что тот напрямую произошел от Маккуса из римских ателлан. Впрочем, проследить историю реальной маски с кривым носом и горбом удается, только начиная с первого исполнителя - актера и драматурга Сильвио Фьорилло из Капуи, который выводил этот персонаж в своих фарсах, начиная с 1605 года. Причем сперва тот носил имя Поличиньелла - довольно распространенное в те времена среди крестьян (и это самая реалистичная из версий происхождения имени Пульчинелла), и лишь потом, при преемниках Фьорилло, превратился в Пульчинеллу - например, при Андреа Кальцезе, которого считают создателем классического костюма южного второго дзанни.

Всплеск популярности Пульчинеллы в Неаполе пришелся на XVIII век, особенно на вторую его половину, во время правления короля Фердинандо IV Бурбона, который был сам не дурак навернуть макарон (причем на людях - например, в ложе театра, к восторгу босяков-лаццарони) и обладал большим носом (за что и получил прозвище Король-Нос), а главное - любил простонародные увеселения и комедию масок. Ну а в Риме место Пульчинеллы занимал схожий по характеру персонаж - Мео-Патака.


Фердинандо ди Борбоне - король-Пульчинелла

Однако всемирная слава к Пульчинелле пришла за пределами Италии. Во Франции, куда эту маску занесли итальянские комики, смешной горбун сильно видоизменился - он надел пеструю треуголку с большими перьями, к горбу (часто двойному) прибавил большой обвислый живот, а также облачился в цветной костюм. И в довершение всего оборотился в Полишинеля - болтливого скомороха-плясуна, который не может держать внутри свой знаменитый секрет, каковой уже всем выболтал. А в "старой веселой" (позже - чопорной викторианской, но всё-таки "доброй") Англии итальянец, сохранивший нос крючком и колпак (но оба они стали пунцово-красными) переселился в кукольный театр, стал Панчем и обзавелся супругой Джуди, семейные разборки с которой и составляли большую часть его приключений.

 
Полишинель, Панч и Джуди

Tags: Масочная комедия, Некропостинг
Subscribe

Posts from This Journal “Масочная комедия” Tag

  • Dell'arte в масках - 12 (и это всё)

    Жизнерадостные поселяне Театр дель арте был очень популярен в Италии в XVII-XIX веках, и потому, помимо основных масок, в разных областях и городах…

  • Dell'arte в масках - 11

    Всех побеждает любовь Несмотря на трюки дзанни и кривляния комических стариков, ни одна пьеса дель арте не обходилась без любовной интриги. Юноша и…

  • Dell'arte в масках - 10

    Комические старики Молодости и веселью в жизни часто противостоят старость и серьезность. А в театре дель арте молодым героям, любовникам и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments