Если на восточных границах на смену нормандской заразе пришла сельджукская, то западные провинции подверглись нападению одновременно двух врагов - внешнего и внутреннего. 1 декабря 1083 года василевс вернулся в Константинополь, где в этот день родился его первенец - дочь Анна. Однако в столице Алексей I обнаружил заговор недовольных придворных, которых тут же покарал прямо-таки тиранически, конфискациями имуществ - злобные небображелатели сразу заявили о том, что заговора никакого не было, и Комнин просто отнял денег для пустой казны. Дабы снять с себя обвинения в святотатстве по поводу конфискации имуществ церкви, василевс устроил целый судебный процесс, на котором "сам себя обвинил" и тут же начал защищаться, апеллируя к священным текстам и примерам из истории - так, де, поступали великие правители Давид и Перикл. Естественно, церковный суд наложил на него скромную епитимью, взяв взамен обязательство выплатить забранное в рассрочку посредством введения специального налога.

Наказания схваченных павликиан
И в этот самый момент пришла весть о возмущении манихеев. Этим словом, обозначавшим древнее вероучение, проигравшее в III веке схватку с христианством и объявленное с тех пор "ересью-ересью", ромеи в XI веке называли секту павликиан, ибо их идеи во многом походили на учение пророка Мани. В IX-X веках павликиане даже создали свое государство в Армении, которое долго воевало против империи, пока, наконец, при васелевсе Иоанне I Цимисхии было окончательно разгромлено, а сами еретики переселены в качестве наказания в Македонию, возле Филиппополя (Пловдива) как военные поселенцы. Как уже рассказывалось в предыдущих главах, отряды павликиан участвовали в войне против нормандцев и в 1082 году, после разгрома у Диррахия, дезертировали из армии.
Алексей I грозно приказал знатным сектантам прибыть в столицу, что они и сделали, побоявшись ослушаться (Гвискар, всё-таки, был мертв, а полчища его рассеялись, аки дым). Тех, кто согласился креститься, отправили обратно по домам, а упорствующих в ереси сослали на острова и (или) лишили имуществ. Во время этой репрессивной кампании пострадали сестры некоего Травла, крещеного павликианина, служившего при дворе. Он обиделся, сбежал на родину в Македонию и поднял там вооруженный мятеж единоверцев. А чтобы этот локальный, по сути, мятеж не был быстро подавлен, Травл нашел себе союзников, которых зазвал на "тучные нивы" - пацинаков.

Великая Печенежина
Пацинаками, ака пацинакитами, ромеи называли тех, кого арабы звали баджана, ака беджнак, а на Руси - печенеги. Это было тюркское племя, отколовшееся от огузов и в Х веке выгнанное в северное Причерноморье, откуда само выдавило угров и торков (берендеев, ковуев, ака черных клобуков). Ромеи их сперва использовали для натравливания на Русь, задалбливающую империю своими грабежами - убиение пацинаками хакана Святослава стало хрестоматийным примером. Им предоставили земли на северном берегу Истра (Дуная), чтобы их "охранять". Скользкий путь, который проходили в истории многие варвары, появлявшиеся в тех местах - готы, гунны, славяне, авары, болгары... И новые поселенцы не преминули на него встать, уже несколько раз затевая войны с ромеями. Так что ничего удивительного в том, что вожди пацинаков решили прислушаться к призыву павликиан и принять участие в "большом пограбеже" ослабленной войной с нормандцами и турками империи.
Для укрепления союза Травл женился на знатной пацинакитке, а также гордо отказался от амнистии, предложенной василевсом, сильно занятого в Малой Азии против турок и не склонного расчесывать еще один очаг геморроя. Весной 1086 года "друганы" павликиан начали "большой пограбеж". В попытке задержать их великий доместик Григорий Бакуриани был разбит и погиб к северу от Филиппополя у села Белятово. Пришлось Алексею I вмешиваться лично - из Малой Азии был отозваны с отрядами Татикий[ос] и Умбертопул[ос] и направлены в Адрианополь. Татикий[ос]у удалось побить пацинаков у Филиппополя, который они безуспешно осаждали, и отогнать к Балканам.

Печенеги, убивающие хакана Святослава (тыц)
Широкомасштабным действиям супротив пацинаков мешала всё та же беда - недостаток средств. Алексей I решил бороться с ней проверенным способом - "займом" церковного имущества. Получалось, что едва пообещав покаяться и возместить "отнятое", василевс снова принялся за старое. В церковных кругах возгорелась пря, которую возглавил Леон, епископ Халкидона, давно уже наезжавший по любому удобному поводу на патриарха и василевса. Алексей I созвал церковный собор, который осудил Леона "за кое-какие еретические воззрения по поводу почитания икон" и отправил в изгнание, а также одобрил новые конфискации.
Весной 1087 года пацинаки и павликиане набежали снова и на сей раз умудрились дойти до Хариополя (Хайраболу). У них появился еще один неожиданный союзник - свергнутый король Венгрии Шаламон (наполовину, кстати, русский - по матери Анастасии Ярославне), примкнувший к печенегам в надежде стать василевсом ромеев - не варварские же вожди, и не Травл, в самом деле, могли бы претендовать на порфировые туфли после захвата Константинополя. В марте 1087 пацинаки дали сражение имперским войскам под командой Николай[ос]а Маврокатакалона и были разбиты - погиб Шаломон и один из вождей кочевников Челга, после чего снова бежали на Балканы, а потом перешли их и направились обратно к Истру.