qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Искусство трындеть по-японски

Когда говорят, что не любят аниме, то сразу расписываются в том, что ничего о нем не знают - Пастернака не читал... Потому что "японские мультики" - не жанр, а просто способ передачи культурной информации, код, матрица (хотите еще умных слов?). В нем есть всё, что есть в "обычном кино", плюс еще огромная куча жанров и направлений, которые в "ОК" смотрелись бы просто глупо и нелепо. В общем, "не люблю аниме" - это как "не люблю плавать", или "секс", или "пиво", или "заойпала жизнь".

Бесконечно далек и от "самураев", и от "покемонов", например, сериал "Двойное самоубийство по ракуго [в годы Сёва]" ("Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu"). Для того, чтобы коротко рассказать, что он из себя представляет, надо пуститься в объяснения... В многогранном и безграничном (почти как аниме) мире японского театра есть жанр ракуго - короткие истории из жизни горожан, страшные, комичные или мелодраматичные, которые исполняет профессиональный рассказчик ракугоку. (Наверное, что-то отдаленно похожее можно передать тупо-совковским словосочетанием "театр эстрадных миниатюр"). Рассказывать ракуго - целое искусство, ему учатся у мастеров, ракугоку присваивают ранги - дзэндза (ученик), футацумэ и синъути (мастер). Самые искусные ракугоку передают свое искусство по наследству (или же усыновляя наиболее талантливых учеников), образуя актерские династии.

В "Двойном самоубийстве" всё вертится вокруг ракуго. Юный якудза, отбывая в тюрьме наказание за мелкое правонарушение, слушает выступление великого мастера в восьмом поколении и, освободившись, упрашивает его взять себя в ученики. Балбес по жизни упорно трудится, и наставник "отмазывает" его от якудза, давая возможность заниматься ракуго профессионально. А потом рассказывает историю своей жизни - как он, мальчик-калека, пришел учиться в дом великого мастера (седьмого поколения) и встретил там другого ученика, ставшего его другом-соперником на всю жизнь...

История эта очень драматичная и, наверное, даже мелодрамо- (такие я совсем не люблю, и "когда бы не аниме") - послевоенные годы, театр в кризисе, а жизни двух друзей складываются по-разному. Один от природы щедро наделен талантом, но раздолбай и гуляка, а второй никак не может найти "свое ракуго", а найдя - мучается вопросами о "смысле жизни". Встретив девушку своей мечты, "трудоголик" делает непростой (и, видимо, ошибочный) выбор в пользу "самосовершенствования", так что теряет и любимую, и друга... А они теряют многое другое.

Первый сезон так вообще весьма хорош, его не портят даже длинные отрывки из монологов (сериал-то всё же про ракуго), для настоящего фанатения по которым надо быть, наверное, очень японцем. Слишком трагично всё оборачивается. Второй сезон (возвращающий нас к жизни и судьбе якудза-оболтуса) многое теряет и многого не докручивает (это беда многих аниме - они сильно сдают в следующем сезоне), но некоторые важные для понимания сюжета вещи в нем посмотреть надо.

Чем вообще этот сериал меня зацепил? А вот тем, что заставил смотреть то, что я обычно не смотрю - "сопливые истории про жЫзнь и любовь". Японцы, всё-таки, очень загадочный народ - при всем ужасающе-прагматичном и даже циничном настрое своей цивилизации могут создавать такие произведения культуры, в которых без труда оперируют "вечными понятиями", причем удачно избегая ощущения искусственности и лишнего пафоса. Тонкие, в общем, когда хотят. (А когда хотят - грубые и циничные, но о том, что "аниме это мир" см. выше.)

В общем, если любите "простые но сложные истории про людей" - велкам.



Tags: кина
Subscribe

Posts from This Journal “кина” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments