qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Читая Гофмана. Вып. 2

Предыдущие выпуски - тут и тут. Сим заканчивают отчет о дочитывании первого тома собрания сочинений в 6 тт.

"Остатки сладки" первого тома состоят из второй части "Фантазий в манере Калло" и двух самостоятельных произведений.

"Магнетизёр" - "психодрама" о том, как некий магнетизёр (в XIX веке так звали людей, "подчиняющих себе волю другого", что-то вроде гипнотизера, но если верить в мистическую природу его дара) Альбан ставит "эксперименты", чтобы добиться любви некой девушки, и это приводит к трагической гибели всего аристократического семейства. История о датском майоре особенно жутковата.

"Золотой горшок: Сказка нового времени" - одна из самых известных и мною любимых историй Гофмана о дрезденском студенте Ансельме, имеющим редкую способность постоянно всё портить. Внезапно он получает "работу мечты" в доме странного архивариуса, который оказывается сказочным волшебником, и за душу школяра сражаются прекрасная дочь мага и не менее прекрасная дочка чиновника (возвышенное и земное), которой помогает отвратительная старуха-ведьма. Феерическая сказка с "многочисленными элементами" злобной сатиры на филистерство.

"Приключение в новогоднюю ночь" - новелла из четырех главок, в которой Гофман использует мотивы повести писателя Адальберта фон Шамиссо "История Петера Шлемиля" о человеке, утратившем свою тень. На это накладывается описание личных переживаний от любви героя к некоей Юлии (Юлия Марк - безответная любовь всей жизни Гофмана), которая сводит с ума и высасывает из него все силы.

Далее следует вторая часть серии очерков "Крейслериана", объединенных фигурой "сумасшедшего капельмейстера" Иоганнеса Крейслера:

  • "Письмо барона Вальборна капельмейстеру Крейслеру" - написанное другом Гофмана, писателем Фридрихом Генрихом Карлом де Ла Мотт Фуке от лица некоего поэта, покончившего с собой от несчасной любви. Фуке выводил его ранее в одной из своих новелл;

  • "Письмо капельмейстера Крейслера барону Вальборну" - послание поэту, собирающемуся покончить с собой, от лица капельмейстера, уже тронувшегося умом на почве любви к музыке;

  • "Музыкально-поэтический клуб Крейслера" - небольшая новелла о "творческом вечере" Крейслера, пытавшемся выразить эмоции музыкальными импровизациями;

  • "Случай из жизни образованного молодого человека" - снова злобная сатира на "светское общество", в котором пойманная и выдресированная обезьяна становится великим поэтом, актером и виртуозом-музыкантом, хотя читатель понимает, что "оно" всего лишь "нахваталось по верхам";

  • "Враг музыки" - эссе от лица человека, который "не понимает музыки", хотя постепенно становится ячно, что он слишком глубоко ее понимает, не попадая в клише и стереотипы "образованного общества";

  • "Об одном изречении Саккини и о так называемых музыкальных эффектах" - по сути, рассуждение о том, должна ли музыка только развлекать, или же "трогать глубокие струны в душе", и в каких жанрах это уместно;

  • "Аттестат Иоганнеса Крейслера" - иронично-назидательное послание "самому себе" сумасшедшего капельмейстера перед тем, как он оставит "приличное общество" и скроется в неизвестном направлении.

Далее следует единственный драматургический опыт Гофмана - комедия "Принцесса Бландина". Автор задумывал ее в трех действиях, написал первое, разочаровался и бросил, считая с тех пор своей "самой слабой вещью". Однако прочтение показывает, что, помимо прилежного подражания волшебным сказкам (фьябам) Карло Гоцци, Гофман мог бы стать неслабым таким драматургом, особенно в жанрах бурлеска и фантазий.

"Необыкновенные страдания директора театра" - диалог двух театральных руководителей, которые жалуются друг другу на то, что "зритель нынче не тот, актеры обнаглели, авторы отупели, и вообще, раньше было лучше". Снова с сильными элементами "сатиры и юмора", плюс "срыв покровов с театральной закулисы". Финал потрясает.

Вот, как-то так, первый том таки прочтен. Спустя десятилетия Гофман по-прежнему меня собой радует.



Tags: Рытературное, Хофман, книжки
Subscribe

Posts from This Journal “Хофман” Tag

  • Читая Гофмана. Вып. 1

    Первый том собрания сочинений начинается литературным дебютом Гофмана - " Фантазиями в манере Калло", вышедшими в 1814 году в 4-х частях.…

  • Читая Гофмана. Вып. 0

    С творчеством великого немецкого романтического писателя Эрнста Теодора Амадеуса (на самом деле Вильгельма) Гофмана (ака, естественно, Хофмана) я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment