qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

Пятнадцать фараонов на сундук мертвеца - 17

Голова обвязана, кровь на рукаве...

После событий 168 года два брата правили Египтом совместно. Это было непросто, ибо они сильно отличались характерами. Если мы не имеем дело с посмертной идеализацией одного и демонизацией другого (что вряд ли, ибо античные историки особо не страдали пиитетом к уже мертвым монархам), Птолемей VI Филометор отличался добротой, покладистостью и стремлением находить приемлимые компромиссы (потому что был фамильно толст), а Птолемей VIII страдал (хотя в основном не он, а те, кто его окружали) от злобности, своенравия и шиложопия (потому что был фамильно толст). Тем паче, что в стране произошел оцередной всплеск великоегипетского шовинизма - некий крещеный эллинизированный абориген Петосарапис, для греков Дионисий[ос], отличившийся на войне с Антиохом IV, поднял в Александрии бунт, возбудив толпу слухами о том, что старший брат хочет убить младшего - как это бывает довольно часто, простолюдины любили злого и вредного, а не доброго и безопасного. Фокус не удался - оба брата вышли к толпе, горячо обнимаясь, и Петосарапис бежал (куда - неизвестно, на этом месте текст обрывается). Возможно, что в Панополь (Хент-Мин) - там, по данным некоторых папирусов, некоторое время орудовали бандеровцы вооруженные националисты.

 
Птолемей VI в образах египетского фараона и эллинистического царя

Наконец случилось то, что должно было случиться рано или поздно - осенью 164 года Птолемей VIII совершил государственный переворот, и его брат бежал из Александрии в Рим. Там изгнанный царь обратился к "сенатусу популюскве романусу" с требованием - если кто-то нынче у нас самый старший брат, то пусть разбирается с таким вопиющим семейным безобразием. "Сенатус" раскинул мозгами и принял соломоново решение - пускай Филометор правит Египтом и Кипром, а Евергет II отправляется царствовать в Киренаику, которой не привыкать быть самостоятельной. "Так удачно совпало", что за те несколько месяцев, которые Евергет II правил один, он так довел александриян, что они сменили свою любовь на праведный гнев и едва его не заколбасили - спасло лишь вмешательство римских послов. В июле (или августе) 163 года Птолемей VIII отправился в Кирену, а Птолемей VI вернулся в Египет, призываемый громкими криками бывших подданных.

С тех пор и до конца жизни Филометор правил страной единолично, хотя официальные документы датировались теперь по годам правления "Птолемея VIII и Клеопатры II" - дань местной традиции, в которой роль жены была куда важнее, чем у греков. В 153/152 году соправителем отца стал его старший сын Птолемей [VII] Евпатор (Благородный), но он умер примерно в 150 году. В 162 году злобный братец интригами подбил "сенатус популюскве" уступить ему еще и Кипр - но Филометор твердо отказался. Евергет II набрал войско и двинулся из Кирены на Александрию, но тут у него в тылу восстали киреняне - у Птолемея VIII был дар вызывать особенную любовь у подданных. От претензий на Кипр пришлось отказаться до 154 года, когда младший брат высадился на острове с войском. Однако же кипритяне его не поддержали, осадив в городе Лапефе, а потом подоспел и старшОй, так что "брат-2" вынужден был сдаться на его милость.


Деметрий I Сотер

Братья заключили договор, по которому Евергет II возвращался в Кирену и сидел там, не рыпаясь - взамен чего ему ежегодно слали из Египта хлеба на пропитание. Зловредная натура и далее толкала смутьяна на интриги - сохранился отрывок речи знаменитого римского деятеля Марк[ус]а Порци[ус]а Катона Цензора Старшего в защиту Филометора, произнесенной в сенате - но добиться ничего до самой смерти брата он уже не смог.

Тем временем в соседнем государстве Селевкидов творились форменные безобразия. Супротив царя Деметрия I Сотера восстал некий вьюнош, утверджавший, что он "чудесно спасшийся" сын Антиоха IV Епифана - Александр I Балас. В 150 году самозванец победил Деметрия I и воцарился в Антиохии. Птолемей VI выдал за него свою старшую дочь Клеопатру Тею. Но в 148 году Александр I впал в ничтожество, и супротив него восстал Деметрий II Никатор, сын Деметрия I. Филометор решил выступить в Сирию с войском - то ли для помощи зятю, то ли ради защиты дочери, а то ли и "на месте посмотрим, каким еще способом оттяпаем нашу дедовскую Палестину". Жители Антиохии, столицы Селевкидов, изгнали Баласа, который прибег с женою к тестю - но отношения у них не сложились, зятек даже попытался "папу" убить, а потом бежал к любимым иудеям и превратился во врага Птолемея VI.


Клеопатра Тея и Александр I Балас

В таких довольно растрепанных семейных чувствах Птолемей VI вступил в Антиохию. Сирийцы заявили ему, что не хотятЬ ни Деметрия II, ни Александра I - бери нас, надежа-государь, и володей сразу двумяМИ царствами! Но фараон проявил сразу одновременно и доброту, и мудрость, удовольствовавшись возвращением Палестины, взамен чего уговорил антиохян впустить в город и на трон Деметрия II. Естественно, что против сего выступил Балас, собравший где-то (видимо, в Иудее) войско и напавший на армию обоих царей возле реки Енопоры. В сражении самозванец был разбит и бежал к арабам, но во время битвы Птолемей VI неудачно упал с лошади и пять дней не приходил в сознание. Когда же царь таки очнулся, врачей продолжала беспокоить его рана - из нее торчала неровным краем кость. Но попытка хирургически вмешаться и закрыть рану привела лишь к смерти 41-летнего (или 42-летнего) Филометора. Правда, перед кончиною он сумел таки увидеть отрезанную голову Баласа, которую прислали услужливые арабы.

Кстати, любопытный факт: при Птолемее VI вскрылась тайная сущность иудаизма как котопоклонства - еврейская община получила в свое распоряжение заброшенный храм богини Баст (кошко-царицы) во граде Леонтополе на основании того, что "он был боле-мене похожий" на Иерусалимский храм. Святилище перестроили "во что-то побольшеЕ" и стали отправлять там иудейский культ... Намоленное за котиков место, короче. А еще, опасаясь конкуренции с Пергамской бибилиотекой, фараон распорядился запретить вывоз из Египта папируса - и так в Пергаме пришлось изобрести пергамен[т], дабы продолжать делать на чем-то записи.

Tags: Онтичность, Птолемеи
Subscribe

Posts from This Journal “Птолемеи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment