qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Воистину Дзидай (ниппонцы против ниппонцев) - 12

Кто в доме хозяин

Парадоксальным образом оказалось, что в большой семье Ода после смерти главы клана наследовать власть реально некому. Из 13 его братьев живыми к 1582 году оставались, видимо, лишь двое - Нобуканэ и Нагамасу. Первый был усыновлен (под давлением, чтобы стать главой) кланом Нагано и по японским понятиям стал частью иной семьи безо всяких прав на наследство. Второй был, судя по всему, человеком тихим и робким, посвятившим жизнь тонкостям чайной церемонии - основал свою школу; впоследствии Нагамасу вообще примет христианство и закончит жизнь как Ода Иоанн.
Так что "в счет" шли только сыновья самого Нобунаги, коих у него было 12. Старший и любимый сын, Нобутада, опытный командир и администратор, официально сделанный в 1575 году главой клана Ода и получивший замок Гифу (Нобунага "скромно" оставил себе "всего лишь реальную власть" и построил новый замок - Адзути), погиб в ту же ночь, что и его отец - его отряд отступил в замок Нидзё и несколько часов отбивался, пока не был весь перебит, а Нобутада был вынужден сделать сёппуку. Второй сын, Нобукацу (или Нобуо), был усыновлен кланом Китабатакэ (и возглавлял его с 1576 года, когда приказал убить приемного отца), став Китабатакэ Нобукацу, что лишало его прав на наследство - см. выше. Третий сын, Нобутака, во-первых, был от наложницы, то есть бастардом без прав. Впрочем, в отсутствие законных наследников (или по воле родителя) такие могли возглавить клан, но тут существовало еще и во-вторых - он тоже был усыновлен другим кланом, и звался Камбэ Нобутака. Четвертый отпрыск Нобунаги, Хидекацу, тоже был усыновлен - командиром Хасибой Хидэёси, став Хасибой Хидэкацу; к тому же он буквально через год, в 1583 году, внезапно умер, и поговаривали, что приемный отец таким образом "избавился от неудобств". Пятый сын, Кацунага, погиб вместе с отцом в храме Хоннодзи. Остальные семь сыновей родились после 1571 года, так что самому старшему из них было всего 10 лет, и "во взрослую песочницу" их просто не приняли.


Ода Хидэнобу, номинально унаследовавший "империю" своего деда

Потому что наследником стал сын Нобутады - Ода Хидэнобу. У него было большое преимущество - имея всего два года от роду, он совершенно ничем не мешал настоящим наследникам Нобунаги, его полководцам и вассалам, приняться за выяснение главного вопроса - чьи будут тапки кто унаследует власть реальную. Основных претендентов (по наглости, авторитету и ресурсам) было четверо - уже знакомые нам достаточно хорошо Акэти Мицухидэ, Сибата Кацуиэ, Токугава Иэясу и еще один, Хасиба Хидэёси. Вот об этом деятеле стоит поговорить подробнее.
В отличие от прочих даймё или (на худой конец) благородных самураев, Хасиба был происхождения самого подлого - крестьянский сын. Максимум "аристократизма", который смогли выжать из его родословной историки - его отец "мог быть" пехотинцем-асигару, а не простым "земляным червяком". Фамилии он при рождении (то ли в 1536, то ли в 1537 году), как "подлая кость", не имел и звался "просто-напросто" Хиёсимару. Отец его умер рано, а отчим пасынка побивал, так что тот в итоге из семьи сбежал и, сочинив себе новое имя (уже с фамилией, то бишь с претензией) - Киносита Токитиро - устроился слугой к самураю Мацусите Наганори, который был вассалом клана Имагава. Служилось юноше, видимо, неплохо, ибо спустя годы получивший власть правитель Японии отыскал своего старого хозяина и наделил богатыми поместьями, обеспечив старость.
В 1554 году Киносита перебрался от Имагава к Ода, устроившись на должность носителя сандалий Оды Нобунаги. Тут ему улыбнулась судьба - часть укреплений замка Киёси обвалилась, и Нобунаге "пришел стих" поручить руководство ремонтом "сандальеру". Киносита потряс хозяина тем, что сделал его в три дня. За это благодарный босс тут же произвел того в самураи и поручил управлять призамковым городом (тоже Киёси). Правда, занимался новоиспеченный "дворянин" сперва финансовыми операциями дома, став "господским евреем". В 1564 году Токитиро еще сильнее "укрепил свой герб", женившись на дочери благородного самурая Асано. Правда, подлое происхождение его не забывалось - Нобунага сразу же дал новому слуге прозвище "Макака" за уродливое сморщенное лицо, и "погоняло" сие долго потом преследовало обидчивого честолюбца.


Киносита "Макака" Токитиро, он же Элла Каценельбоген Хасиба Хидэёси

В это время Нобунага сражался с кланом Сайто за провинцию Мино, и Киносита смог взятками перетянуть на сторону Нобунаги некоторых командиров врага. А потом внезапно проявил и военный талант, сыграв решающую роль в захвате замка Инабаяма (будущий Гифу) в 1567 году. На радостях босс даровал ему новое имя - Хасиба Хидэёси, и произвел в командиры. С тех пор "Макака" постепенно становился "правой" (а точнее "левой", ибо у ниппонцев "сторона сердца" всегда считалась "главнее") рукой Нобунаги, выполняя самые ответственные поручения. В 1582 году он с большой армией воевал с кланом Мори на западе от столицы, и там-то и получил известие о гибели хозяина... И сразу принял решение вмешаться.
Tags: Ниппонцы, хистерические очерки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments