qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Сказки папы Карло - 18 (и это всё)

Любовь и политика (окончание)

Если Гоцци актрису Теодору Риччи "скорее любил", хотя и пытался изо всех сил свести в мемуарах всё к "творческому покровительству молодому таланту" (будучи, например, крестным ее детей), то она скорее просто использовала его авторитет для улучшения своего положения в труппе и на сцене, а также для повышения заработков. Сам граф выбил у Сакки прибавку к ее изначально скромному жалованью - всё-таки из дебютантки артистка стала примой, и популярность ее у публики приносила труппе дополнительный доход. Однако спустя некоторое время сперва "коллеги по Мельпомене", а потом и сам Гоцци стали замечать, что Теодора тратится не по своим средствам, а вокруг нее начал увиваться один довольно скользкий и прожженый тип, хорошо известный в Венеции - Пьер Антонио Гратарол, секретарь Сената Республики Сан-Марко.


Пьер Антонио Гратарол

В 1764 году, в возрасте всего 34 лет, Гратарол получил свой высокий пост и начал принимать участие в важных миссиях, в том числе и дипломатических, заработав себе славу восходящей бюрократической звезды Венеции. Однако его заносчивый характер, мотовство и бонвиванство настроило против Пьера Антонио многих влиятельных чиновников, которые только ждали подходящего случая, чтобы подставить ему "дружескую ногу". И случай сей представился, когда легкомысленный "технократ" вздумал приволокнуться за популярной актрисой, перейдя дорогу смешному стареющему "писателю пьесов". Вертопрах мог бы задуматься над тем, как пали бывшие кумирами всего города Гольдони и Кьяри, а главное - из-за кого... Но, видимо, путь настоящего итальянского самурая всегда ведет к смерти.

Гоцци познакомился с Гратаролом у Риччи, которой взбрела в голову странная причуда свести обоих своих ухажеров - видимо, секретарь домогался знакомства с прославленным драматургом из тщеславия. Как пишет сам граф, он твердо решил "дождаться конца сезона и зимой порвать с Риччи", которая так нагло ему "изменила" - естественная реакция отложить неприятное решение "на завтра". Но тут всё начало развиваться как в одной из "не самых дорогих" комедий Гольдони - высокопоставленные недоброжелатели Гратарола намекнули Сакки, что "неприлично пускать секретаря Сената за кулисы", даже если его приводит туда актриса. Антрепренер кинулся к Гоцци с просьбой "повлиять" на подопечную, тому пришлось с ней поговорить, вызвав приступ ярости, но в итоге Гратарол перестал бывать за кулисами. Зимой же граф претворил в жизнь свой план и постепенно отдалился от Риччи, сокрушаясь о том, какие, всё же, все они - женщины...


Венеция - город маленький...

Репутация Риччи была подорвана - все говорили, что Гоцци бросил ее из-за Гратарола. Обиженная актриса задумала отомстить человеку, который сделал ее из ничего звездой театра - вполне естественное же желание, да... И начала трепать языком - но, как стойко пишет Гоцци в воспоминаниях, он "лишь подсмеивался" (о, мир - театр...). Тем временем Сакки попросил очередную пьесу, и граф вытащил написанную им уже давно "переделку из Тирсо де Молины" под названием "Любовные снадобья". Сам он торжественно клянется, что написал ее еще до знакомства с Гратаролом, но странным образом в числе добавленных им к сюжету Молины персонажей оказалась роль дона Адониса - "молодого фата, самовлюбленного, высокомерного, дамского угодника, увлеченного иностранной модой". Во время читки Риччи пришла в голову идея еще сильнее подколоть Гоцци: она отправилась к Гратаролу и сообщила, что роль дона Адониса - это злобная карикатура на него.

Опасаясь публичного скандала, Гоцци уговорил Сакки отложить премьеру "Любовных напитков" - Гратарола собирались скоро отправить послом в Неаполитанское королевство, а Риччи намеревалась устроиться в Комеди Итальен в Париже, так что когда их обоих не будет в Венеции, никто ничего и не вспомнит. Но увы - Гратарол уже поднял скандал, лоббируя в правительственных кругах запрет постановки. Текст пьесы затребовал Трибунал по кощунствам (цензурный комитет), а слухи разнесли по всей Венеции, что Гоцци из ревности написал ужасную сатиру на молодого соперника, выставив его полным идиотом. Однако, видимо, "не вздремнули" и враги Гратарола - Трибунал по кощунствам не только не нашел в пьесе никакого "криминала" (вымарав, для приличия, с десяток стихов), но и предписал немедленно ее поставить (зря, что ли, официальные люди читали!) - а это был уже приказ, не подчиниться которому ни Гоцци, ни Сакки не могли.


Приказано играть!

Гоцци пытался вымарать из пьесы "опасные пассажи", но Сакки, которому как приличному капо-комико скандал перед премьерой был большим подспорьем, не допустил его к репетициям, сославшись на то, что текст уже одобрен Трибуналом по кощунствам, и нечего быть святее папы Римского. В общем, 10 января 1776 года "Любовные напитки" были сыграны в Театро ди Сан-Сальваторе и имели бешеный успех - разогретая скандалами и сплетнями публика тотчас же "признала" в доне Адонисе Гратарола (коварный Сакки дал эту роль актеру, похожему на секретаря Сената) и всячески над ним издевалась. Пьесу играли с аншлагом четыре вечера подряд, пока Риччи не догадалась заявить, что упала и сломала ногу - и представления были отложены. Гратарол же накатал жалобу в Совет Десяти (высший тайный политический суд Венеции), требуя привлечь Гоцци за клевету и оскорбления "чиновника при исполнении".

Увы, но эффект был обратным - недоброжелатели секретаря заставили Риччи (у которой никакого перелома и не было) снова играть в пьесе, а Гратарол подвергся такой кампании осмеяния и дискредитации, что бежал из Венеции аж в Стокгольм (впрочем, есть версия и о том, что враги готовили его свержение и "тотальную аннигиляцию", и он просто вовремя скрылся). Там Пьер Антонио написал и напечатал в 1779 году "опровержение", дав волю гневу и желчи не только на Гоцци, но и на тех, кого считал своими врагами в правительстве Венеции, так что его еще и объявили за сие "позорное сочинение" изменником и государственным преступником. Закончил свою жизнь Гратарол плачевно, но таки несколько романтично - переезжая из Стокгольма в Лондон, оттуда в Лиссабон, затем в США, оттуда в Бразилию, он в конечном итоге в 1785 году принял участие в экспедиции на Мадагаскар авантюриста Морица Августа Бенёвски, во время которой заболел и умер.


Граф Бенёвски (тыц)

Собственно, вся эта шумная и неприятная история стала финалом театральной карьеры Карло Гоцци - труппа Сакки вскорости распалась на почве финансового краха, Риччи уехала в Париж, больная и подурневшая (и никакого успеха там не снискала). А Гоцци, явно чувствуя свою определенную вину во всех этих скандалах, в 1777 году выпустил "Бесполезные мемуары", в которых описал свою жизнь и свою версию случившихся событий. Более он ничего никогда не писал, удалившись в частную жизнь и бросив сочинительство - скончался граф 4 апреля 1806 года в Венеции, пережив Республику Сан-Марко, уничтоженную французскими оккупантами в 1797 году, на целых девять лет. Найти "приличную женщину" ему до самой смерти так и не удалось...

Tags: Папа Карло, Рытературное
Subscribe

Posts from This Journal “Папа Карло” Tag

  • Сказки папы Карло - 17

    Любовь и политика (начало) После " Дзеима" Гоцци прекратил писать фьябы. Сам он в " Бесполезных мемуарах" всерьез пытается…

  • Сказки папы Карло - 16

    Джиннский царь и прочие напасти Последней фьябой, написанной Гоцци, стала поставленная в 1765 году пьеса " Дзеим, царь джиннов, или Верная…

  • Сказки папы Карло - 15

    Птичка защитного цвета Сезон 1765 года Гоцци начал с премьеры своей девятой фьябы " Зеленая птичка". Критиками она признается второй по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment