qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

Сказки папы Карло - 14

Чудовище вида синюшного...

Второй фьябой Гоцци, написанной и поставленной в 1764 году (и восьмой по счету), стало "Синее чудовище". Автор от "философского аскетизма" сюжетов "Турандот" и "Счастливых нищих" решил вернуться к феерии и фонтану превращений времен "Ворона" и "Короля-оленя". А заодно и подпустить "угрожающих угроз" и "проклятых проклятий" из "Женщины-змеи" и "Зобеиды". Так что "Синее чудовище", пожалуй, стало самым сюжетно изощренным и театрально-зрелищным творением Карло Гоцци.



Действие опять происходит на фантастическом Востоке - снова в Китае, в городе Нанкине и его окрестностях. Дзелу - человек, превращенный за прегрешения в синее чудовище, и снять заклятие он может только тогда, когда найдет двух влюбленных: женщину, любящую лишь одного мужчину на свете, и мужчину, любящего лишь одну женщину. Таковы Таэр, сын Фанфура, царя Нанкина, и грузинская принцесса Дардане, которые с детства мечтали друг о друге, недавно поженились и силами чар Дзелу направляются в заколдованный лес под Нанкином. Дзелу встречает их порознь и накладывает заклятье - Дардане должна скрывать свой пол и выдавать себя за мужчину, если хочет, чтобы Таэр не умер, а Таэр сам вместо Дзелу превращается в синее чудовище, и спастить может, только если... Дардане полюбит его в этом виде до следующего заката (а рассказывать ей, естественно, об этом нельзя, иначе Таэр умрет еще раньше). Дзелу и рад бы не быть таким злобным скотом, но поделать ничего не может - очень хочется перестать быть синим чудовищем, и он даже дает советы влюбленным, как успешнее добиваться своих целей.

Тем временем царство Фанфура, помимо синего чудовища, угнетают еще два фантастические твари (но про них хорошо известно, где они обитают - близ Нанкина). Семиглавая Гидра жрет каждый день по девственнице, а Заколдованный Рыцарь убивает путников, окопавшись в городской башне. Об их бесчинствах рассказывают зрителям Тарталья и Панталоне - министры Фанфура. Зверюги - наказание за грехи царицы Гулинди, развратной и злобной рабыни, на которой Фанфур женился после смерти матери Таэра. Царица влюбляется в молодого юношу, пришедшего в Нанкин, и устраивает его пажом. Но на самом деле это Дардане, переодетая Ахметом, и она отвергает домогательства Гулинди, и даже не потому, что любит одного Таэра, а потому, что традиционалка... Разгневанная царица обвиняет пажа в домогательствах до своей особы и уговаривает мужа послать его биться с синим чудовищем. Но Таэр не желает биться с Дардане и сдается ей, умоляя полюбить его, и намекая, что в противном случае она потеряет своего возлюбленного (яснее он выражаться просто не может - ибо жить еще охота), но та с криками "лучше смерть, чем измена!" тащит зверюгу на цепи в Нанкин.


Чудовище вида синюшного, театр "Сатирикон" эдишн

Параллельно с любовной линией Таэра и Дардане Гоцци впервые в своих фьябах вводит вторую страдающую пару - Смеральдину, служанку принцессы, и Труффальдино, слугу принца. В самом первом действии, еще до появления их хозяев, Дзелу накладывает на них проклятье забвения - они забывают, что любят друг друга, и кто они такие. Вернувшись в Нанкин, Труффальдино втюривается в Гулинди и комически ревнует ее к Ахмету. А Смеральдину кознями царицы обрекают на жертву гидре - ибо она девственница. Капитан царской стражи Бригелла узнает в ней свою сестру, разлученную с ним в детстве в Венеции, и... льет потоки крокодиловых слез, волоча ее к гидре, ибо не решается нарушить приказ повелителя. Главная его претензия к судьбе - ну отчего за столько лет сестра умудрилась остаться девственницей!

Однако ревность Фанфура и злоба Гулинди отправили Дардане в образе Ахмета на битву супротив Заколдованного Рыцаря и Семиглавой Гидры. Таэр, прочитавший в пещере Дзелу волшебную книгу, дает жене советы, как расправиться с обоими тварюгами. Дардане убивает рыцаря и гидру - Смеральдина спасена, а Гулинди, чья судьба колдовски связана с гидрой, умирает, обвинив перед смертью Ахмета в том, что тот ее отравил. Дардане тащат на эшафот, и в отчаянии Таэр заявляет, что она девушка (Дзелу запретил раскрывать пол ей, а не ему!), и потому не могла домогаться царицы (простые нравы XVIII века...). А поскольку та всё еще отказывается полюбить чудовище, то несчастный принц "начинает умирать", ибо дело стремительно идет к закату... Тогда, наконец, до Дардане доходит, о чьей смерти толковал ей всё время синий монстр, она кричит, что любит его - трах-бах, появляется Дзелу и снимает все проклятья. Дардане воссоединяется с Таэром, Смеральдина с Труффальдино, всеобщий хэппи-энд.

Tags: Папа Карло, Рытературное
Subscribe

Posts from This Journal “Папа Карло” Tag

  • Сказки папы Карло - 18 (и это всё)

    Любовь и политика (окончание) Если Гоцци актрису Теодору Риччи "скорее любил", хотя и пытался изо всех сил свести в мемуарах всё к…

  • Сказки папы Карло - 17

    Любовь и политика (начало) После " Дзеима" Гоцци прекратил писать фьябы. Сам он в " Бесполезных мемуарах" всерьез пытается…

  • Сказки папы Карло - 16

    Джиннский царь и прочие напасти Последней фьябой, написанной Гоцци, стала поставленная в 1765 году пьеса " Дзеим, царь джиннов, или Верная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments