qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Воистину Дзидай (ниппонцы против ниппонцев)

Злобные варвары и рождение самурайства

Даже еж в курсе, что ниппонцы - народ особенный. Даже чисто внешне - они, в отличие от большинства монголоидов, довольно волосатые (в смысле тотальности покрова - сами они объясняют это смешением с аборигенами айну). В смысле же "ментально-культурных парадигм" им, как всем азиатцам, присущи коллективизм и упорство, но есть и отличительная черта - восприимчивость к иной материальной культуре. Настоящий ниппонец всегда в душе будет презирать варвара-гайдзина как существо бездуховное и недоразвитое (и это никогда не стоит забывать нашим неумеренным "ниппонолюбам"), но ежели вдруг заметит у него полезный девайс - без зазрения совести возьмет и будет юзать, а еще и улучшать примется "под себя".
Япония - государство не просто островное, а расположенное на задворках мира. Из всех соседей - Китай и Корея, причем первый всегда мешал покорению второго (веках в V-VII ниппонцы очень активно лезли в Корею, но в итоге получили по щам и отлезли). В развитии своем ниппонское общество прошло стадии азиатского деспотизма (причем в жестких формах - все крестьяне были военнообязанными, платили жуткие налоги и всё время мобилизовывались для государственных работ), "культурно-цивилизованной утонченности" (период Хэйян, в который родились почти все шедевры классической литературы - "Гэндзи-моногатари", "Исэ-моногатари" и пр.). А к XII веку "тихим сапом" начался феодальный период...
Дело в том, что еще одна черта ниппонцев - страсть к ритуалам. Всё у них расписано, всё строго оговорено, шаг влево-вправо - фу, нельзя. Потому любая власть у них рано или поздно в этом просто тонула. Бывшие военные вожди тэнно (традиционно переводимы у нас как "императоры") очень давно стали чисто церемониальными фигурами  - столько обязательных ритуалов надо было выполнять, что ни на что иное времени не оставалось. Потому реальные вопросы власти за них начали решать регенты из рода Фудзивара (после нескольких кровавых разборок с иными родами - Мононобэ и Сога), исправно поставлявшие императорам невест своей фамилии. А чтобы не плодилися всякие принцы с правами на престол, ввели правило - через поколения три-четыре все принцы "разжаловались" в обыкновенные аристократы безо всяких прав, только с голубыми кровями. Так появились фамилии, называемые кугэ - придворная аристократия, основным занятием которой было участие в ритуалах, которых с введением в стране буддизма только прибавилось - ниппонцы-плюшкины от своего синтоизма ни разу не отказались, а просто положили новомодное учение "сверху бутерброда".


Аристократы развлекаются музыкой а в это время народ голодает

И всё бы было тихо-мирно-благочинно, но этот прекрасный мир утонченных аристократов начал всё сильнее сталкиваться с прозой реальной жизни, которая вела себя грубо. Ниппонская цивилизация зародилась на юге и западе островов - на Кюсю и в западных районах Хонсю. А к X веку "дошла" до больших равнинных районов на востоке Хонсю, получивших позднее название Канто. Тут обитали многочисленные конные варвары, родичи айнов - эмиси (или эбису). И с ними постоянно надо было биться, ибо они сами непрочь были поживиться "плодами цивилизации". Да и еще одна напасть нарисовалась - военачальники и пограничные чиновники, воевавшие с эмиси, сами часто поднимали всякие мятежи и смуты, как, например, Тайра Масакадо (докощунствовавшийся до обявления себя императором), или клан Абэ.
Против них приходилось посылать крупные военные экспедиции, которыми командовали в основном представители двух фамилий кугэ - Тайра и Минамото. А еще в этих походах постепенно формировались отряды "новой армии" - вместо старого крестьянского ополчения, по определению пешего и непрофессионального, появились воины-профессионалы на конях, служившие командиру-хозяину, который подчинялся своему командиру - и так по иерархической лестнице. Эти воины получили название самураев, и главным их оружием, вопреки распространенному заблуждению, был лук (а как еще достать легковоорженного варвара на коняжке, который не желает биться с тобой, как честный пацан? к тому же самураи копировали вооружение и стиль у эмису, с которыми сражались).


Ранний самурайский командир

Побивая мятежников и варваров, Тайра и Минамото входили в силу, обзаводясь самураями и землями, ибо самураям надо было платить, а в аграрной стране единственной валютой был рис, который надо было где-то растить. Потому самураям "на пропитание" и выдавали участки земли, с которых собирали определенное количество риса (и чем больше участок - тем солиднее самурай). Как обладатели реальной силы, сперва Тайра оттеснили регентов Фудзивара в "ритуальную жизнь", а потом Минамото к концу XII века победили соперников в епической войне, про которую написана толстая поэма в прозе "Тайра-моногатари" (или "Хэйке-моногатари" - это камбун... впрочем, кому надо, тому объясню, а от лишних слов головы могут вспухнуть).

*Традиционное японское написание имен, которому следует автор - сперва фамилие, потом имя. Так что привычный нам, например, Акира Куросава для ниппонцев - Куросава Акира.
Tags: Ниппонцы, хистерические очерки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments