qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

Сказки папы Карло - 10

Полный турандот

"Король-олень" сделал 16 аншлагов подряд в Театро ди Сан-Самуэле, труппа Сакки молилась на Гоцци, который превратился в кумира зрителей и повелителя артистов. Кьяри и Гольдони прибегли к последнему отчаянному средству - заявили, что успех "сказочек" их оппонента целиком зависит от спецэффектов, машинерии и чудес, эксплуатируя низменную страсть публики к трюкам и фокусам. Нету в них, де, ни особо глубокого смысла, ни внятного сюжета, ни "борьбы характеров". Халтура, короче. Тогда разозленный драматург вытащил из кармана заготовленную впрок четвертую фьябу, где не было никаких превращений, чудес и даже летающих птиц - "Турандот". 22 января 1761 года венецианцы впервые увидели этот шедевр, который и они, и зрители всего мира после них, и сам Гоцци будут считать лучшей его пьесой...


Принцесса просто не любила мужчин...

Принц Калаф - сын астраханского царя Тимура, изгнанного из своих владений злобными хорезмийцами. В скитаниях их семья добралась до Пекина, где вьюнош хочет поступить на службу, дабы прокормить больных стариков - отца и мать. Тут он встречает своего бывшего воспитателя Бараха, который выдает себя за персиянина Хассана, женился на китаянке Скирине и держит с ней гостиницу. Дочь Скирины Зелима - служанка принцессы Турандот, единственной дочери императора Китая Альтоума. Принц и Барах становятся свидетелями того, как из дворца выбегает Измаил, воспитатель царевича Самаркандского, и выбрасывает портрет злобной принцессы: она, не желая выходить замуж, загадывает женихам загадки, а кто не угадывает, как самаркандец - того секир-башка, и голову на стену. Подобравший портрет Калаф к ужасу Бараха влюбляется в Турандот.

Сам Альтоум и его министры Тарталья и Панталоне очень хотят, чтобы очередной претендент таки уже угадал и стал мужем принцессы - всех достали ее зверства, из-за которых соседи грозят войной. На заседание дивана (совета) является сама Турандот и ее служанки Зелима и Адельма - бывшая татарская принцесса, во дворце которой Калаф служил после изгнания, а потом попавшая в плен к китайцам. Принц, блестя умом, отгадывает все три положенные загадки, но разъяренная Турандот требует назавтра загадать еще три. Все против, но благородно-влюбленный Калаф дурИт и сам загадывает - пусть принцесса завтра назовет его имя и имена его родителей, и если угадает, то секир-башка, а не угадает, то свадьба.


Маски - снова паясничают и трюкуют

Адельма, которая хочет отвратить принцессу от Калафа и сама завладеть принцем, раздувает в душе Турандот злобство и обиду. Зелима сообщает, что незнакомец остановился у ее отчима, и тот вроде как знает его. Принцесса тут же посылает в гостиницу Хассана-Бараха начальника евнухов Труффальдино и его подопечных. Те хватают трактирщика, его жену и живущего там старца (на самом деле Тимура, отца Калафа). Самого Калафа приводят в помещение императорской стражи, где к нему подступается тамошний начальник Бригелла. Но все молчат и ничего не говорят об имени принца и его родителей.

Тогда Турандот подсылает к Калафу сперва Скирину (муж которой ничего ей не рассказал), потом Зелину, потом Адельму, которые пытаются выведать его имя. Татарка же на самом деле предлагает ему бежать вместе с ним - или она раскроет своей хозяйке тайну, и секир-башка. Калаф отвергает нелюбимую, и та выдает его имя Турандот. Так что наутро принцесса громко называет все требуемые имена и... тут же признается, что влюблена в принца и таки выйдет за него - ее мужененавистничество побеждено. Всебщее счастье, ибо накануне пришли астраханские послы и поведали, что народ сверг хорезмийских узурпаторов и ждет возвращение законного царя с семьей. Рыдает лишь Адельма - но ее Альтоум утешает тем, что возвращает ей свободу и царство ее родителей. Всеобщий хэппи-энд.


Из опер "Турандот" самую знаменитую написал Пуччини

"Турандот" стала не только самой известной пьесой Гоцци, но и самой репертуарной. Ибо несть числа ее переделкам и переводам. В 1811 году пьесу переделал под "моралистический предромантизм" Фридрих Шиллер, а композитор Карл Мария Вебер переписал под нее свою "Китайскую увертюру". В 1816 году композитор Франц Данци написал зингшпиль (оперу на немецком языке). В 1838 году австрийский композитор Йоганн Век фон Пюттлинген пишет на либретто по тексту Шиллера оперу "Турандот, принцесса Шираза". В 1867 году написал оперу итальянский композитор Антонио Бадзини.

А в 1924 году Джакомо Пуччини помер, так и не закончив оперу "Турандот", но ее сочли настолько гениальной, что с 1926 года повсеместно так и ставят неоконченной (на счастье зрителей, финальную сцену Пуччини таки написал - дыры имеются посередине) - это один из наиболее часто играемых оперных спектаклей мира. Ну и, наконец, в 1921 году в Москве театр тогда еще живого Евгения Вахтангова сделал "авангардистскую экспериментальную постановку", которая с успехом шла много лет (в 1963 и 1991 годах ей делали вторую и третью редакции) и была "визитной карточкой" театра им. Вахтангова.

Tags: Папа Карло, Рытературное
Subscribe

Posts from This Journal “Папа Карло” Tag

  • Сказки папы Карло - 18 (и это всё)

    Любовь и политика (окончание) Если Гоцци актрису Теодору Риччи "скорее любил", хотя и пытался изо всех сил свести в мемуарах всё к…

  • Сказки папы Карло - 17

    Любовь и политика (начало) После " Дзеима" Гоцци прекратил писать фьябы. Сам он в " Бесполезных мемуарах" всерьез пытается…

  • Сказки папы Карло - 16

    Джиннский царь и прочие напасти Последней фьябой, написанной Гоцци, стала поставленная в 1765 году пьеса " Дзеим, царь джиннов, или Верная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment