Отсутствие "поцелуя мира" во времена, когда каждый жест имел символическое значение, не могло не пройти незамеченным - Бекет даже отказался ехать с королем в Нормандию, ибо опасался, что на своей земле, без защиты французского короля, Генрих II его схватит и казнит. 10 августа 1170 года Плантагенет тяжело заболел малярией и даже готовился к смерти - написал завещание, по которому разделил владения между сыновьями. Генрих Молодой получал Англию, Нормандию, Анжу, Мэн и Турень, Ришар - Аквитанию, Жоффруа - Бретань (оба они должны были принести присяги французскому королю, а не своему брату), а вот младший Жан не получил ничего, за что и обзавелся на всю жизнь прозвищем Безземельный. Однако в итоге король выздоровел и тут же запер свою посмертную волю "в сундук на ключ".

Возвращение ТомА Бекета в Англию (тыц)
12 и 13 октября король и архиепископ снова встречались в Амбуазе и Шомоне, и Генрих II обещал вернуть всё имущество Бекета и "восстановить синим хорошие отношения". Договорились 1 ноября встретиться в Руане и вместе отправиться в Англию. У ТомА было плохое предчувствие - он прямо заявил, что "живым ты меня больше не увидишь", на что король возмущенно ответил, "уж не считают ли его предателем?" В Руане архиепископа ждало письмо короля, что "он не может, в Оверни беспорядки, езжай один". "Я еду в Англию умирать", - мрачно заявил Бекет и... сел на корабль в Англию. В Оверни было всё спокойно, но Генрих II с войском хотел захватить Берри - но нашел там с войском же Людовика VII и ретировался.
1 декабря 1170 года Бекет высадился в Сандвиче и с триумфом, встречаемый толпами простолюдинов, проследовал в Кентербери. Там архиепископ вытажил из рукава каре тузов - предписание папы Александра III отстранить архиепископа Йоркского Роже де Пон Л'Эвека и отлучить епископов Жильбера Лондонского и Жослена Солсберийского - формально за участие в несанкционированной коронации Генриха Молодого, а фактически за постоянную враждебность в отношении Бекета. И хотя он, ТомА, милостив и снимет отлучение с епископов, поскольку они подчиняются архиепархии Кентербери, но вот с неподчиненным ему архиепархом Йорка он сделать ничего не может - пущай жалуется самому папе.

И заколбасили!.. (мега-тыц)
Обиженные прелаты (епископы Солсбери и Лондона не пожелали принимать прощение "из рук нечестивца") поехали в Нормандию, где нажаловались на архиепископа королю. Плантагенет якобы вскричал: "Неужели никто не избавит меня от этого мятежного попа?", а согласно более ранней (но менее популярной) версии: "Каких же ничтожных трусов и предателей я кормил и призрел в моем доме, что они позволяют подлому попу оскорблять их господина?" Дальше у серьезных (вроде бы) английских историков начинается детство и наив - де, четверо королевских рыцарей, ничего не сказав королю, обиделись на такие слова и приняли их как руководство к действию... Куда более правдоподобную и логичную версию,что их послал король, никому всерьез рассматривать неинтересно - нужны же сказки о глупых, но исполнительных рыцарях и "неуиноуатом
Итого, Рено Фиц-Юрс, Юг де Мор[е]виль, Гийом де Траси и Ришар Ле Бретон направились в Англию, замыслив "избавить короля от ничтожного попа". 29 декабря 1170 года они явились в собор Кентербери, сразу после того, как архиепископ отслужил мессу, и потребовали от имени короля отменить приказ об отлучении епископов (по другой версии - прибыть на королевский суд в Винчестер). Когда же Бекет отказался, рыцари выбежали во двор, где оставили оружие (входить с которым во храм было нельзя), схватили мечи и вбежали обратно. (Есть и более длинные версии событий, с бегством Бекета в дом, а потом снова в собор и длинных препирательствах с рыцарями.) Архиепископ готовился служить вечерню, но вместо этого получил четыре удара мечом по голове, отчего и скончался на месте (успев, якобы, произнести какие-то длинные и мудрые слова - ага, с четырьмя дырками в голове). Впервые в истори Англии глава ее церкви был убит в соборе (что само по себе уже являлось отягчающим обстоятельством) явно по приказу своего короля...