qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

Черная альтернатива (Гаитянская "революция")

Необходимое (ли?) примечание - автор употребляет слово "негр", ибо в русском языке оно никогда не несло в себе никаких негативных смыслов (как, например, "арап"), обозначая исключительно расовую принадлежность. Если вдруг кто-то испытывает по этому поводу баттхерт - сразу прошу далее ничего не читать. А когда (и если вдруг) встанет вопрос о переводе моих записулек на английский - тогда и будем разбираться с проблемами лексики и морфологии.

Гаити, Гаити... Не были мы ни на какой Гаити

Гаити ("горная страна") - название, которое употребляли для острова его аборигены-карибы. Когда на остров приплыли (и уже никуда не уплыли) просвещенные испанцы, они не заморачивались культурными традициями - перебив карибов, прозвали сие место официально Санто-Доминго (остров св. Доминика), неофициально - Эспаньолой ("Маленькой Испанией"), каковые названия и использовались вплоть до и в описываемый мною период (и только когда у "победившего пролетариата" встал вопрос "культурной самоидентификации", тогда и всплыло старое индейское название - Гаити).
Французы тут появились, как и везде в Америке - методом "просунем палец...". Сперва на острове Тортю (Тортуге) завелись внезаконные бандопоселенцы - буканьеры, по первой ловившие и жарившие местных черепах, а потом переправлявшиеся на "большую землю" и охотившиеся там на диких быков. Название свое получили от "букана" - решетки, на которой жарили мясцо. Естественно, как и у всякой группы людей, занимавшейся нелицензированным предпринимательством, у них постоянно возникали конфликты с местными испанскими властями. И постепенно буканьеры поняли, что раз испанцы их всё равно не любят, то лучше охотиться на них, чем на быков - у испанцев больше золота и прочего полезного барахла. Так буканьеры стали флибустьерами и пиратами (и слово "буканьер" стало использоваться как третий синоним этого почтенного занятия), Тортуга - вертепом разбоя, а чтобы не приплывали злые гидальги и не устраивали геноцид (как они-таки сделали пару раз), остров передался французской короне аки ее колония.


Буканьер - готов к труду и обороне...

С Тортуги французы постепенно и начали прибирать к рукам западную часть Санто-Доминго (переобозвав его по-своему в Сан-Доминго). В 1670 году было основано первое поселение на Эспаньоле - Кап-Франсуа. а по условиям Рисвикского мира в 1697 году Франция получила от Испании "западную треть" острова. Как и положено французам, они тут же навезли негров-рабов, насадили повсюду плантации сахарные и "жестокие, бесчеловечные порядки", распространив на колонию действие "Черного кодекса" - документа, заставлявшего хозяев давать неграм один выходной в неделю (ибо негры обязаны были быть христианами и чтить воскресный день), запрещавшего их убивать и калечить, предписывавшего выдавать рабу ежедневное пропитание и ежесезонную одежду, а старых и больных рабов не нагружать работой и кормить просто так... В общем, угнетали и тиранили, да.
В целом же общество сложилось, четко разделенное по цвету кожи. Все белые, от плантатора до простого подмастерья, были "верхушкой пищевой цепи", хотя, всё-таки", делились на "больших белых" и "маленьких белых", ибо ливр - он и в Америке ливр. К описываемому периоду их на острове было примерно 35 000 человек. Ниже них стояли "цветные" - мулаты, рожденные от белых и негров. По "Черному кодексу" любой ребенок от такой связи (даже если раб был отцом) становился лично свободным. "Цветные", конечно, были ограничены в правах общественных - им нельзя было носить оружие, европейское платье, занимать гражданские должности - но имели все права имущественные, так что очень быстро большинство их разбогатело и даже "отдельно скучковалось" на юге колонии. Таковых было примерно 28 000. Ну и в самом низу располагались негры-рабы - их проживало на плантациях и в поместьях до 500 000. Хотя совсем не все они влачили печальное существование - довольно много было вольноотпущенников, занимавших обычно роли посредников между "верхом и низом" - управляющих, служащих, а кому и удавалось стать плантатором, уравненным в правах с "цветными".
В общем, жили, как везде - отнюдь не "город солнца", но до "адского ада" тоже было довольно далеко. Труд раба, особливо у мерзкого хозяина, был тяжел и беспросветен, но в таковых условиях многие люди жили тогда даже в "просвещенной Европе". Истязания же и "унижения личностей", конечно, случались часто, но всё-таки, вопреки воображению марксистов, не ежечасно - и законы запрещали, и невыгодно было портить "дорогую вещь" (ибо хороший раб стоил хороших денег).


Работайте, негры...
Tags: Гаити..., хистерические очерки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments