Топ-10 поэтов-викторианцев, как они мне нравятся
1. И сама Виктория, и всё это викторианство так противно напыщенны, и в целом вельми ханжеваты, что лучшее, на мой взгляд, что случилось в то время с английскими стихами - это поэзия нонсенса. "Дурацкие", на первый взгляд, вирши, похожие на случайный набор слов с комическим эффектом. Однако ж красиво, необычно, весело и "со смыслом". Ну и самый веселый в этом бедламе - конечно же "юморительный джентльмен" Эдвард Лир, прославивший своими пятистрочниками ирландский город Лимерик...
2. А если уж продолжать про то же самое, то, конечно же, сразу приходят на ум бессмертные строки о Бармаглоте, Тру-ля-ля и Тра-ля-ля, Морже и Устрицах - и всё прочее, сочиненное как для "Алисы", так и для всяких иных своих книжек Чарлзом Лютвиджем Доджсоном, известном "городу и миру" ака Льюис Кэрролл.
3. Ну и вот теперь оборотимся к поэзии "официальной", трям-брям-бряцающей в разнообразные литавры, цимбалы и прочие барабаны. Альфред Теннисон, положа руку на сердце, сочинил много всякой рифмуче-ритмучей дряни (за что и заслужил титлу "поэт-лауреат"), из чего широкая наша общественность знает только "бороться и искать, найти
4. Примерно в тех же дебрях "дистиллированного
5. Но даже в такой кислой и пресной щелочной среде, как поэзия викторианская Англии, был свой "нехороший ребенок" - Алджернон Чарлз Суинбёрн. В свои четкие и безукоризненные, стилизованные под античность стихи он "влиял" дух злобного протеста "супротив несправедливости окружающего мира", воспевая всяких гарибальдей и прочих анархистов. Впрочем, лучшие его стихи - это те, в которых политики нет, а есть лишь красивое стихосложение.
6. Натуры тонкия и хрупкия в эпоху "торжества железа и угля" впервые, наверное, в истории культуры начали массово юзать эскапизм - уход в своё, придуманное прошлое. Идеалом "прерафаэлитов" (движение началось в среде художников, подражавших картинам раннего Ренессанса, или вообще периоду до него) было на 146% придуманное ими "среднее вековье" со странствующими рыцарями (Круглого стола), бледными барышнями (с распущенными вьющимися волосами) и статичными портретами. Ну а их "духовный вождь и гуру" Данте Габриэль Россетти еще и пытался всё это стихами живописать, причем в основном сонетами...
7. Гы, ну кто не в курсе, что "король шотландский, безжалостный к врагам" всех этих "бедных пиктов" погнал "к скалистым берегам"? Ну и "короче, все умерли". Да, если бы даже Роберт Льюис Стивенсон сочинил только одну эту балладу "Вересковый мёд", он всё равно остался бы в истории поэзии. Ну а он и еще много чего насочинял, и даже "положил исток" новому направлению - "неоромантизм".
8. Я никогда не понимал тех, кто восхищается Оскаром Уайлдом. Ну и чо? Холодные пустоватые безделки, что в стихах, что в прозе, позерство, эстетство, снобизм (я не против снобизма, я против, когда он на пустом месте). А вот когда его прищемили "за самые за яйки", ввергнув из "башни слоновой кости" в "смрад узилища" (причем ведь исключительно сам, сам себе в руки наделал...) - вот тогда он выдал такую пронзительную верещательную "Балладу Редингской тюрьмы", что аж слезу вышибает... Короче, банальная интеллигентская история.
9. Томаса Гарди в Россиянии знают исключительно ака романиста (и причем исключительно одного романа - на просьбу назвать еще ответом будет гробовое молчание). Тем удивительнее то, что англичане его считают едва ли нае самым великим поэтом викторианства. В этом они, конечно, палку перегибают - стихи его напоминают Киплинга (такое же обилие морских капитанов, солдат, колониальных побоищ), но в них сильнее (намного) какая-то "замогильная смертельность": всё-то там мрут, лежат бездыханными под палящими лучами, ну или "пучина морская поглотила ея"...

10. И еще один поэт, который демонстрирует радикальное отличие англичанцов от нас, руссиян. Холодно-мраморные строки Мэтью Арнольда, бесконечно описывающего "страсти человеческия" с помощью образов природы и пейзажа, просто ввергают жителей Альбионума в мистический экстаз. Ну а мы, руссияне, прочтя большую часть этого, сможем произнесть, наверное, разве что "э-э, ну и?". Нам нужен Байронум, чобы страсти кипели, а трупы падали, чего нам там красоты природы, притом среднеанглийской?...