qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Коктейль Корнеля, ака Плоды Просвещения

Чтение книжки Шартье о культурных истоках Французской революции оказалось неожиданно занимательным. Нет, не в плане радости от языка и текста - у современных западных псевдоинтеллектуалов выработалась отвратительная привычка (с визгом и писком подхватываемая "быдло-интеллектуалами из Рашки" - клево же чувствовать себя "евро-Дартагнаном посреди жЕвачного скота") говорить о простых вещах специальным сложным языком, постоянно ссылаясь без расшифровки на "общие места теории Елит" (которых никто без знакомства с ужасающе нечитаемой гуано-литературой не знает) и повторяя, как заклинания, пустые нормальному русскому уху фамилии Хабермаса, Фуко и пр. (но почему-то одни и те же фамилии, о чем бы ни шла речь). Однако если сквозь сие продраться, можно обнаружить пару интересных мыслей...

Ну, например - обзирая (и очень тонко, но всё-таки не так, как умеют англосаксы, обсирая) работу своего предшественника Шарля Морне "Интеллектуальные истоки Французской революции" (вышедшую в 1930-х годах - даже во Франции по сабжу свежее ничего не нашлось; думаю, последующим поколениям еще предстоит оценить всю катастрофичность ущерба, нанесенного мировой культуре мраксизмом и порожденным им увлечением бездушными палко-цифрами), автор касается вдохновивших его (Морне) трудов "великих предшественников" - Ипполита Тэна и АлексИса де Токвиля. Выделяя тезисы, которые оба автора отстаивали, и на которые последующие "мраксиздонутые революциоведы" попросу решили клювами пощелкать.

В интерпретации Шартье, Тэн был уверен, что главной причиной революции стал...(па-ба-ба-бам!) великий французский классицизм XVII-XVIII веков. Вот так - Корнель, Мольер, Расин и Вольтер (причем до сих пор только этого последнего еще как-то признают "духовным отцом" якобинства) породили "великий абстрактный мир" отвлеченных идей, "идеальных человеков" и универсальных схем "всеобщего счастья", вытеснивший пошлую реальность Франции XVIII века. А Токвиль (с точки зрения Шартье) дал ответ на вопрос, почему сие произошло - интеллектуальная элита общества оказалась вытеснена развивающимся до неприличных масштабов абсолютизмом из сферы реальной жизни и управления. Грубо говоря, в обществе, где все вопросы решал только монарх и узкий круг его технических шавко-слуг, образованной элите (знати и духовенству), которая ранее реально рулила государством и потому была занята "рутиной будней", оставалось только "сидеть на попе ровно" и от скуки и нечего делать заниматься теоретизированием и маниловскими мечтаниями о том,"как нам на самом деле обустроить Францию", пописывая романы и пиесы про "идеальных человеков", трактаты о "духе законов и общественном договоре" и прочую лябуду...

Всё это на меня пролилось благодатным освежающим дождем - ё-моё, а я ее за что держал?! То, что революцию во Франции своими руками сделали так горячо лизаемый во все места "евразо-российскими быдло-интеллектуалами" кардинал Ришельё и любимый дамами во все места "галантный Луй Каторз" - я голос сорвал кричать в каждом сериЯле про Францию XVII-XVIII века. А тут еще, оказывается, и вся эта вечно вызывающая у меня рвоту и отвращение экономико-детерминированная отрыжка про "развитие производительных сил, бля-бля экономика, бля-бля мануфактура, бля-бля промышленная революция" оказалась не при чем. Ну правда - почему "промышленная революция и силы" развивались во всей Европе, а гильотиной головы тяпали только во Франции? А вот потому - не фиг было устраивать сраный абсолютизм и тупую централизацию... Ну и нынешним "филокрепкорукам-государстволюбам" у нас есть над чем крепко задуматься в свете всего вышесказанного.

Итого, читаем книгу дальше - вдруг там еще что-нибудь интересное отыщется...



Tags: Всякое, век осьмнадесятый
Subscribe

Posts from This Journal “век осьмнадесятый” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments