Некоторое время спустя после смерти Амальрика I на Египет напал флот королевства Обеих Сицилий и даже осадил Александрию 28 июля 1174 года, но вынужден был снять осаду 2 августа и удалился восвояси. Овладев Дамаском, Салах ад-Дин не удовольствовался этим и начал войну против атабегов Зангидов - Исмаила ас-Салиха, правителя Халеба, и Сайф ад-Дина Гази II ибн Маудуда, правителя Мосула. Воспользовавшись этой войной, иерусалимские войска во главе с королем Балдуином IV и регентом Раймундом III Триполийским в августе 1175 года и в августе 1176 года совершили два удачных набега на южную Сирию.

Печать графа Филиппа Эльзасского
В 1177 году франки почувствовали себя в состоянии снова заговорить о походе в Египет - византийцы прислали 70 кораблей во главе с Андроником Дукой Ангелом, а еще в Палестину прибыл с войском граф Фландрии Филипп Эльзасский, сын графа Тьерри (см. предыдущие серии). Именно он в итоге и "забыдлил", обидевшись, что принцессу Сибиллу не выдали за его вассала, как наглый фламандец потребовал - отказался участвовать в походе, несмотря на то, что ему предлагали быть командующим. Не устроила его и кандидатура Рено де Шатийона, так что поход в Египет был отложен на 1178 год, а граф Фландрский отправился осаждать Харим в северной Сирии.
Этим и воспользовался султан, решивший покончить с Иерусалимским королевством "одним

Битва у Монжизара (тыц)
В общем, иерусалимско-тамплиерская рать вырвалась из Аскалона, опрокинула "заградотряд" и 25 ноября 1177 года обрушилась на армию Салах ад-Дина, пойманную на марше возле Рамлы, у холма Монжизар (Гезер). Сражение сие до сих пор "белая легенда христианских воинств" - лихим рыцарским чарджем сарацины были втоптаны в песок и почти полностью перебиты (в том числе и мамлюки из личной гвардии султана), Салах ад-Дин бежал с горсткой людей в Египет. "Чудесное спасение" королевства было настолько чудесным, что родилась легенда, будто у Монжизара в рядах тамплиеров сражался
Воспользовавшись тем, что султан зализывал раны в Египте, Балдуин IV укрепил границы королевства, отстроив заново крепости Шастеле и Шатонеф. Однако в апреле 1179 года небольшой отряд короля попал в засаду в Банианском лесу, и коннетабль Онфруа II де Торон пожертвовал жизнью, спасая монарха (почему Прокаженный и отдал потом сестру Изабеллу за его внука Онфруа IV). А летом Салах ад-Дин вторгся в королевство с новым войском, уже из Дамаска, и разгромил армию франков 10 июня 1179 года в битве у Мардж-Уюна (Мердж-Аюна) - магистр де Сент-Аман попал в плен, а сам Балдуин IV чудом спасся, будучи вынесен на спине телохранителем сквозь гущу боя. Воспользовавшись победой, султан 23 августа осадил Шастеле (ака Брод Якова) и 30 августа захватил его штурмом, перебив или пленив всех защитников.

Второй раз за три года Иерусалимскому королевству угрожала гибель, но и на сей раз пронесло - Салах ад-Дин не хотел идти "в последний бой", не прижучив сперва Халеб и Мосул. После Брода Якова он заключил с Балдуином IV в 1180 году перемирие. Вильгельм Тирский тут же отправился в Константинополь, просить помощи у Мануила I Комнена, но тот внезапно умер, трон занял малолетний Алексей II Комнен, которого в 1183 году вообще сверг и убил его двоюродный дядя Андроник I Комнен, устроивший еще в 1181 году (когда добился должности регента) погром латинян в столице и заключивший союз с сельджуками.
В том же 1180 году, пытаясь обеспечить королевству дееспособного наследника, Балдуин IV выдал Сибиллу за Ги де Лузиньяна - младшего брата коннетабля королевства Амори де Лузиньяна, верного клеврета королевы-матери Агнес де Куртене (при дворе шла борьба семейства Куртене во главе с дядей короля Жосленом III против семьи Ибеленов, и каждый лагерь стремился укрепить свое влияние). В начале 1182 года здоровье короля резко ухудшилась (а уж точнее, его болезнь сильно прогрессировала), и Ги де Лузиньян был назначен регентом. Это назначение стало первым гвоздем в крышку гроба Иерусалимского королевства...