qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Искусство убивать красиво - 7

Железные руки жабоглавцев

До XIII века на турнирах сражались обычным боевым оружием и в военных доспехах. Но в XIII столетии появилось специальное турнирное вооружение - "оружие мира". Сперва это были просто копья с затупленными наконечниками, но затем стали делать коронели - наконечники с "разведенными" тремя-четырьмя зубцами (а иногда в виде сжатого кулака - этот очень любят киношники), что расширяло площадь удара и снижало давление на доспех. А на руки и ноги начали надевать дополнительные железные пластины - они, конечно, снижали маневренность, но защищали от удара копья. Наплечи начали сдвигать вперед - для того же самого, а также появился специальный стальной ворот, который прикрывал шею.

 
Коронель и бацинет-хундсгугель

В XIV веке появляются цельнометаллические кирасы и рукавица из цельного куска железа - манифер ("железная рука"). Турнирный щит-тарч стал вогнуто-выпуклым, дабы копье с него соскальзывало, и приобрел выемку, куда клали древко, а правую руку, держащую копье, прикрывал раструб на древке (или утолщение) - нодус. Обычные горшковидные шлемы-топхельмы, или пришедшие им на смену ба[с]цинеты (и их разновидности хундсгугели - "собачьи клобуки") довольно плохо держали удары копья, и потому именно на турнирах на них с одной  стороны начали навешивать дополнительные пластины, а в итоге именно в XIV веке и именно на турнирах (а уже потом на войне) появился салад - специальный закругленный шлем со "скатывающимся" книзу краем (чтобы копье уходило в сторону и вниз), наследником которого в некотором роде и стал "немецко-имперский" штальхельм.

В XV веке "опыт эксплуатации" выявил две проблемы. Во-первых, тяжелое копье было трудно фиксировать для точного удара, а салады оказались недостаточно "устойчивы" на голове. Потому случились два специально-турнирных ноу-хау, которые и привели к появлению доспеха штехцойг. Для фиксации копья за спиной привинчивалось специальное крепление-крюк (или скоба), а вместо саладов появились шлемы "жабья голова" (ака штеххельм), которые делались их трех кусков - наголовник, назатыльник и высокий горжет (в общем, лучше один раз увидеть) и фиксировались ремнями к матерчатому подшлемнику. Турнирное копье-лэнс делалось из ясеня или осины, состояло из коронеля, древка, гарды-нодуса, рукояти и железного кольца-граппы (для баланса и фиксации за крюк-скобу), диаметр его колебался от 5 до 15 см, длина - от 3 до 3,7 м.

 
Салад и "жабья голова"

Собственно, наличие втулки-скобы и "жабьей головы" и делало доспех штехцойгом - все остальные его элементы (кираса, набрюшник, нахребетник, набедренники, наручи и тарч) появились раньше. Различался штехцойг и по странам-производителям - немецкий, например, часто делали с выпуклым левым боком кирасы и плоским правым, итальянцы придумали откидную "дверку" в шлеме для вентиляции, а англичане старались делать турнирные доспехи "максимально боевыми", чтобы "два раза не переодевать" (жадные небогатые сквайры).

В XV же веке появился новый вид джаустов - реннен (см. предыдущие серии), и к нему теперь прилагался особый доспех - реннцойг. Его главными отличиями от штехцойга стало возвращение к саладу (его теперь делали без забрала) и пластинчатые "юбко-набедренники", защищавшие ноги. Дабы компенсировать отсутствие забрала, к нагруднику привинчивали дополнительную "бронеплиту", которая защищала шею, а еще и утолщала кирасу. А вот наручей и поножей обычно не было.


Реннцойг (с крюком-скобой)

Тарч же превратился в реннене в "анатомический", повторяя очертания левого плеча и груди, которые прикрывал. К тому же щит теперь был составным - из 8 пластин, которые фиксировались пружинным механизмом, при ловком и метком попадании в каковой тарч эффектно "разлетался на куски". Такие же механизмы использовались в шлеме (с него "отстреливались" специальные накладки) и в нагрудно-нашейной пластине. Реннен с "пружинным разлетом частиц" назывался механическим и стал самым зрелищными видом турниров в истории.

Ну и для пешего боя в "золотой" для турниров XV век придумали специальный доспех - максимально бронированный (без щита, с двумя маниферами, с металлическими "сапогами"), отличительной чертой которого стала большая "юбка-колокол" из стальных пластин.


Турнирный доспех для пешего боя

Tags: Игрища ристальные
Subscribe

Posts from This Journal “Игрища ристальные” Tag

  • Искусство убивать красиво - 9 (и это всё)

    Щитом к щиту (окончание) Геральдические звери - это животные, изображаемые на гербах. Каждое из них имело свои стандарты изображения, строго…

  • Искусство убивать красиво - 8

    Щитом к щиту (начало) Рассказывая о рыцарских турнирах, невозможно никак обойтись без упоминания геральдики - появившейся в средние века целой…

  • Искусство убивать красиво - 6

    К барьеру! (окончание) Классический турнир эпохи позднего Средневековья проходил по примерно такому типовому сценарию. В каждом уважающем себя…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments