qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Животворящий гульден - 11

Йост, укротитель Люцифера (окончание)

В 1628 году в жизни Йоста ван ден Вондела начинается тяжелый кризис - умирает его любимый младший брат Виллем, а в 1630-м - сестра Сара. В 1632 году уходит маленький сын Константейн, названный в честь героя эпической поэмы, над которой работает автор, а в 1633 году - 6-летняя дочь Сара. В 1635 году умирает любимая жена Мейке, а в 1637 году - мать, и выяснилось, что поскольку она не одобряла вольнодумства и литературных занятий сына, то завещала лавку старшей сестре. В состоянии глубокой депрессии и кризиса Вондел сжигает все пять уже готовых книг "Константиниады" и, дабы хоть чем-то утешится, возвращается к сочинению пьес, создав в 1637 году рождественскую драму "Хайсбрехт ван Амстел".


"Хайсбрехта ван Амстела" играют в Нидерландах и о сию пору

Сюжет пьесы прямо продолжает "Герарда ван Велзена" Питера Хофта - ван Амстел даже был второстепенным героем этого произведения. Описываются события XIV века, вражда городов Амстердама и Харлема. Харлемцы, целый год осаждавшие город врагов, в рождественскую ночь притворно отступают, косплея греков под Троей и оставляя на берегу барку "Морской конь". Шпион убеждат лидера амстердамцев Хайсбрехта ван Амстела, что барку надо втащить в город - там куча дров, а зима будет холодной. Голландские пентюхи Гомера не читали, и радостно унесли корабль за стену. Ночью, когда бюргеры набились в соборы и торжественно молятся, харлемцы вылезли из-под дров, открыли ворота и впустили подельников. Начинается бойня и ужасное сражение на улицах. В итоге появляется архангел Рафаил и говорит, что Хайсбрехт тупая дура Эней должен бросить безнадежный бой и утечь в Пруссию, где его слава воссияет. Герой берет семью, прыгает в корабль и уплывает, оставляя Амстердам в пожарище и руинах - так Вондел намекнул согражданам о тщете мирского величия...

Долгие годы "Хайсбрехт ван Амстел" считался абсолютным шедевром нидерландской драматургии, и в Амстердаме с 1641 по 1967 была традиция ставить его каждый год на Рождество. Впрочем, уже знакомый нам ненавистник Катса, критик Бускен Хюэт, в 1867 году обозвал драму "трагедией, во время которой никто не печалится, и все мечтают поскорее уйти домой", а в 1967 году ее освистали наивысшие авторитеты в области драматургии - школьники Роттердама. Однако с 2012 года традицию возродили - правда, текст сократили и написали новую музыку для торжественных хоров.



В 1638 году Вондел выучил древнегреческий и перевел на нидерландский "Электру" Софокла. В 1640 году он пишет две пьесы про библейского Иосифа, продолжающие трагедию его друга де Хроота "Шофомпанеас" - "Иосиф в Дофане" и "Иосиф в Египте". Библейский патриарх у голландского драматурга - человек, страдающий от непротивления злу насилием, но в итоге пришедший к триумфу. Постепенно глаза Вондела раскрываются шире - злоба, расизм, человеконенавистничество протестантизма отвращают его, и он вслед за своей дочерью Анной переходит в католицизм, из-за чего от него отворачивается Хофт и некоторые бывшие друзья-литераторы. Отражением смены веры становятся пьесы "Петр и Павел" (1641) и "Мария Стюарт, или замученная невинность" (1646). Несмотря на всё это, всегда более толерантные, чем все голландцы, жители Амстердама увенчивают Вондела в 1653 году почетным титулом "глава всех поэтов" и возлагают на празднике св. Луки на его голову золотой венок.

Среди всех прочих пьес и стихотворений Йоста наибольшую признательность и современников, и потомков получила драма "Люцифер" (1654). Тут автор решил не ходить аллегорическими кругами, а нарисовал реалистичную эпическую картину восстания ангелов во главе со Светоносцем - гордым, сильным, блестящим предводителем воинств, но также тщеславным, падким на лесть и суетным, что его в итоге и губит. Драматург смог создать "красивую картинку" для пипла с хорами, сражениями вооруженных ангелов и архангелов, а также мощные стихи и запоминающиеся образы - "Люцифер" стал главным источником вдохновения для Мильтона, писавшего свою дилогию о Сатане и Рае.



После смерти старшей сестры Йост таки наследует семейную лавку, но в 1643 году передает ее сыну, Йосту-младшему, чтобы сосредоточиться на литературных трудах. И зря - обормот влезает в долги и разоряется, так что в 1656 году, уплатив 40 000 гульденов его кредиторам, 70-летний Вондел остается нищим стариком. Друзья хлопочут за него и добывают в 1658 году место смотрителя в городском ломбарде, чем Йост и кормится следующие 10 лет. А непутевый сын уезжает в Индию, но умирает по дороге.

Несмотря на всё это, драматург продорлжает писать, в том числе две свои самые известные пьесы на библейские темы (вкупе с "Люцифером" их называют [Библейской] Трилогией, хотя все сюжеты разные) - "Адам в изгнании, или Трагедия всех трагедий" (1664) и "Ной, или Гибель первого мира" (1667). Это тоже пьесы о восстании гордых и суетных людишек (Евы и исполинов) супротив Г-да Б-га, поражении и гибели (изгнании). Человек есть поле битвы промеж бобра и козла, а его свобода воли - это путь либо к свету, либо во тьму, и тут главное сделать верный выбор...

Последние годы жизни Вондел болел и соблюдал постельный режим - сперва за ним ухаживала единственная ставшаяся у него дочь Анна, а после ее смерти - внуки. Умер "нидерландский Шекспир" 5 февраля 1675 года в Амстердаме, на три года пережив сам "золотой век".

Tags: Золотые гульдены, Рытературное
Subscribe

Posts from This Journal “Золотые гульдены” Tag

  • Животворящий гульден - 13 (и это всё)

    Постоянный Константейн (окончание) Умер Константейн Хёйгенс на 91-м году жизни, 28 марта 1687 года, узрев перед смертью реставрацию любимой…

  • Животворящий гульден - 12

    Постоянный Константейн (начало) Если каждому поэту нидерландского "золотого века" нужно собственное определение, то Константейн Хёйгенс…

  • Животворящий гульден - 10

    Йост, укротитель Люцифера (начало) Итого, промежду поэтов "золотого века" Нидерландов Катс был самым "народным", Хофт - самым…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment