qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Животворящий гульден - 10

Йост, укротитель Люцифера (начало)

Итого, промежду поэтов "золотого века" Нидерландов Катс был самым "народным", Хофт - самым серьезным, Бредеро - самым веселым... А кто же был самым знаменитым? Конечно же великий драматург, создатель пьес, до сих пор находящихся в репертуаре театров, "нидерландский Шекспир" и гений поистине мирового уровня, которому подражал сам Мильтон (которому подражал сам Паниковский). Речь о Йосте ван ден Вонделе.


Йост ван ден Вондел

Личность Вондела выделяется среди друзей и современников еще и тем, что если все прочие авторы "золотого века" были достаточно благополучными в эмоциаональном плане и устойчивыми психически, демонстрируя изрядную долю североевропейской флегмы, то Йост, как и положено гению, всё время мучался - неустроенностью, несчастьями, а главное, душевными метаниями. поисками смысла жизни и творческой неудовлетворенностью. Возможно, оказало влияние то, что родился 17 ноября 1587 года в Кёльне и воспитывался он в семье меннонитов - сектантов, настаивавших на важности самостоятельного поиска каждым человеком смысла своей жизни и постоянного нравственного самосовершенствования. Потому меннониты, как и прочие анабаптисты ("перекрещенцы") считали, что крещение человек должен принимать в сознательном возрасте, когда может сделать разумный выбор и осознает последствия такого поступка.

В Кёльн родители Вондела перебрались после того, как испанцы захватили в 1585 году Антверпен - спасаясь от католической реакции. Но и в Германии меннонитам жилось не очень, и потому семья переехала в Утрехт, а в 1596 году перебазировалась в Амстердам, где Вондел-старший открыл лавку, торговавшую чулками и шелковым трикотажем. В 1608 году отец умер, и семейное дело перешло к матери, а Йост как второй ребенок и старший сын стал ее компаньоном и главным помощником. Что, кстати, породило и "синдром старшего сына" - Вондел много работал в нелюбимой лавке и не получил хорошего образования, зато его трудами младшенький брат Виллем закончил Лейденский университет и прокатился для "совершенствования познаний" в Италию. Всего, кстати, у Йоста было четыре сестры (старшая Клементина, Сара, Ребекка и Катарина) и два брата (Петер и Виллем).



В 1607 году 22-летний Йост, как и было положено у меннонитов, крестился, а в 1610 году женился на Майке де Волф - сестре Ханса де Волфа, за которого двумя годами ранее вышла Клементина ван ден Вондел. Майке была добра, заботлива и трудолюбива, взяв на себя бОльшую часть работы в лавке, так что Йост смог заниматься любимым делом - сочинением стихов. На этой почве он даже вступил в палату редерейкеров "Белая лаванда", объединявшую выходцев из Брабанта. Вондел пишет гимны, назидательно-эмблематические стихи, а в 1610 году свою первую пьесу - "Пасха, или Освобождение сынов Израилевых из Египта", в которой пересказывает ветхозаветный сюжет, намекая на освобождение Нидерландов от "испанского прижима". Ориентированность на Библию и религиозные темы вообще станет "фишкой" Вондела и будет здорово отличать его творчество от прочих авторов "золотого века" (в 1616 году он даже станет дьяконом общины меннонитов, но в 1620 году откажется от этого поста "из-за продолжительного приступа меланхолии"). В 1613 году выходит эмблематическая "Золотая лавка нидерландцев - любителей искусств", а в 1617 году - сборник сонетов-басен "Роскошный зверинец". В обоих книгах Йост сочинял стихотворные тексты к гравюрам.

К Вонделу приходит понимание того, что для сочинения стихов на религиозную театику надо овладеть не только французским (который он выучил и много с него переводил), но и латынью, что он и сделал самостоятельно (с помощью "ученого" брата Виллема). Плодом штудий стала трагедия "Разрушенный Иерусалим" (подражание Сенеке), а ученые занятия познакомили Йоста с сестрами-поэтессами Анной Фишер и Марией Тесселсхаде, дочерьми Румера Фишера, которые сами держали литературный салон, а также посещали Мёйденский кружок Хофта, куда привели и молодого сочинителя. В кругу людей творческих Вондел "выправляет" свой нидерландский - если раньше в его сочинениях было много брабантских диалектизмов, то постепенно язык его становится "образцово-показательным", и нынешние филолУХи даже говорят о том, что популярными среди пипла драмами "великий Йост" внедрял в сознание голландцев литературную норму, которую во многом сам же и формировал своими текстами.

 
Анна Румерс Фишер и Мария Румерс Тесселсхаде

В 1618-1619 годах происходят политические события, глубоко взволновавшие Вондела - борьба гормаристов (антиремонстрантов) с арминианами (ремонстрантами), драматично завершившаяся казнью великого пенсионария Йохана ван Олдебарневелта (см. сериЯл "Семь сестер и принцы Апельсины"). Как представитель религиозного меньшинства, Йост был на стороне арминиан, у которых в Амстердаме было много сторонников, и откликнулся на происходящее язвительными стихотворными сатирами, обличающими гормаристов ("Вечерняя молитва гёзов", "Развратники в курятнике", "Скребница" и пр.).

А в 1625 году создал трагедию "Паламед, или Убиенная невинность", в которой зрители "эзоповым взглядом" видели вместо истории противостояния Паламеда и Одиссея во времена Троянской войны конфликт Олдебарневелта со статхаудером Морицем ван Оранье. Пьесу даже запретили ставить на театре и печатать - она ходила в рукописных списках, и автора даже приговорили к штрафу в 300 гульденов за "подрыв устоев". В 1631 году Вондел познакомился и подружился с Хайхом де Хроотом (Гуго Гроцием), философом, юристом и публицистом, ярым защитником арминианства, вынужденным подолгу жить в эмиграции. Под влиянием Хроота Йост даже временно прекратил писать пьесы ("шутовские кривляния") и приступил к большой эпической поэме "Константиниада", посвященной римскому императору Константину I, который сделал христианство государственной религией в своей империи.


Гуго Гроций

Большую подборку стихотворений Йоста ван ден Вондела можно почитать тут.

Tags: Золотые гульдены, Рытературное
Subscribe

Posts from This Journal “Золотые гульдены” Tag

  • Животворящий гульден - 13 (и это всё)

    Постоянный Константейн (окончание) Умер Константейн Хёйгенс на 91-м году жизни, 28 марта 1687 года, узрев перед смертью реставрацию любимой…

  • Животворящий гульден - 12

    Постоянный Константейн (начало) Если каждому поэту нидерландского "золотого века" нужно собственное определение, то Константейн Хёйгенс…

  • Животворящий гульден - 11

    Йост, укротитель Люцифера (окончание) В 1628 году в жизни Йоста ван ден Вондела начинается тяжелый кризис - умирает его любимый младший брат…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment