qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Животворящий гульден - 4

Корни и почвы (окончание)

В XV веке в Нидерландах возникает движение, очень похожее на немецкий майстерзанг - в uородах и даже в селах появляются общества любителей поэзии и театра на родном языке (в противовес университетским ученым, пользовавшимся латынью), получившие название палаты редерейкеров, ака камеры риторов (rederijkerskamers). Редерейкеры выбирали почетного председателя, обычно вельможу-аристократа или важного городского чиновника (называвшегося принцем), которому посвящали свои стихи (знаменитые "мой принц" в начале последних строф позднесредневековых баллад - оттуда). Но самым важным человеком в палате был фактор ("тот, кто делает") - известный поэт, сочинявший большинство текстов и выступавший в роли режиссера театральных постановок. Каждое общество имело свой герб (обычно изображение цветка или аллегорический символ) и девиз. Например, в Антверпене палата звалась "Левкои", в Лувене - "Роза", в Харлеме - "Пеликан" (символ самопожертвования Иисуса Христа).


Заседание палаты редерейкеров

Сочиняли редерейкеры драматические произведения - клюхты (фарсы), миракли (представления о чудесах), моралите (истории с моралью и аллегорическими персонажами, типа Глупости. Самолюбия и пр.). Эти пьесы они же своими силами и ставили по самым разнообразным поводам - церковным и светским праздникам, памятным датам, визитам в город влиятельных персон и пр. В сочинении стихов редерейкеры уделяли основное внимание владению формой - рифмы, размеры, устойчивые жанры. Чаще всего они писали рефрены (баллады - танцевальные песни), акростихи (где начальные буквы строк образуют фразу), рондо или рондели (стих из 8 строк, две первые и две последние которого повторяются), палиндромы (стихи из одной строки, которые можно было читать с обоих концов одинаково). С распространением книгопечатания редерейкеры начали писать и народные книги прозой.

Периодически палаты риторов устраивали "профессиональные игрища" - ланд-ювейлы, на которые собирались участники из разных городов, сочиняли стихи на заданную тему и разыгрывали призы. С 1426 по 1565 год состоялось примерно 135 таких турниров. Всё разнообразие форм и жанров редерейкеров свел в своем сочинении "Искусства риторики" поэт Матейс де Кастелейн (1489-1550). Наиболее известными редерейкерами были Антонис де Ровере, Ян ван ден Дале, Корнелис Эверарт, Анна Бейнс, Виллем ван Хахт. На русский ничего из этого не переводилось за исключением коротких отрывков в специализированных литературоведческих изданиях. Исключение - песня "Вилхельмус", написанная анонимным автором от лица принца Виллема I ван Оранье (Вильгельма Оранского), три строфы (1-я, 2-я и 6-я) из которой стали национальным гимном Нидерландов.



Однако же разговор о нидерландской литературе XVI века будет совсем неполон, если не упомянуть двух авторов, которых, тем не менее, мало когда упоминают в историях литературы Нидерландов, а если и да, то вскользь, ибо писали они не на средненидерландском, а на латыни. Однако же по степени влияния и на своих современников, и потомков, и по той славе, которой пользовались (и до сих пор пользуются) их сочинения, равных им в Нидердандах своего времени никого не было. Речь о Иоанне Секунде и об Эразме Роттердамском.

Херрит Херритцон, он же Герхард Герхардс (1467/1469-1536) своего имени не любил, как и родного языка - очень рано он перешел на латынь, на которой писал все свои сочинения, да и разговаривал на ней же, ибо много и подолгу жил заграницей. Единственные нидерландские слова его, официально зафиксированные, произнесены 12 июля 1536 года на смертном одре - "Lieve God" ("Боже мой"). Всему миру он до сих пор известен как [Дезидериус] Эразм[ус] Ротерадамус (ака Роттердамский) - латинский псевдоним, коим он подписывал свои сочинения. Популярность его не снилась ни одному из ныне живущих писателей - сочинения Эразмуса стали первыми в мире бестселлерами, которые читали в каждом уголке Европы, от Шотландии до Польши и Украины (тут как раз очень вовремя подоспело книгопечатание). Из огромного количества написанных им богословских, философских и художественных произведений до сих пор переиздаются сатирические "Похвала Глупости" и "Разговоры запросто". Познакомиться с подробностями жизни и деятельности Эразмуса можно, приобщившись к книге Йохана Хёйзинги "Эразм". С подачи Ротерадамуса в европейской культуре появилось понятие гуманизм - ориентация на улучшение и облагораживание человека с помощью искусства. Все писатели XVI и многие еще и в XVII веке сознательно подражали Эразмусу, или же полемизировали с ним.

 
Эразм Роттердамский и Иоанн[ус] Секунд[ус]

Ян Николаи Эверартс, сын Николаса Эверартса, был скромным сыном юриста, хотя его отец переписывался и дружил с самим Эразмусом. Он выучился в университете и два года прослужил секретарем у архиепископа Толедо, а потом внезапно скончался в возрасте всего 25 лет (1511-1536). И только два его старших ученых брата, Николас и Адриан Николаи Эверартсы, они же довольно известные латинские писатели своего времени Николаус Грудиус и Хадрианус Мариус, знали, что Ян под псевдонимом Иоанн[ус] Секунд[ус] сочинял любовные стихи, подражая Катуллу - настолько прекрасные, что братья собрали их (19 стихотворений) и издали в сборнике "Поцелуи".

Книга сия произвела эффект разорвавшейся бомбы - поэты и в Нидерландах, и во всей Европе кинулись ей подражать. "руку приложили" такие мэтры, как Пьер Ронсар, Вильям Шекспир, Бен Джонсон, Джон Флетчер, Джамбаттиста Марино и пр. таким образом, влияние Иоанну[са] Секунд[ус]а вышло далеко за пределы родных Нидерландов, охватив всю тогдашнюю образованную Европу.

Tags: Золотые гульдены, Рытературное
Subscribe

Posts from This Journal “Золотые гульдены” Tag

  • Животворящий гульден - 13 (и это всё)

    Постоянный Константейн (окончание) Умер Константейн Хёйгенс на 91-м году жизни, 28 марта 1687 года, узрев перед смертью реставрацию любимой…

  • Животворящий гульден - 12

    Постоянный Константейн (начало) Если каждому поэту нидерландского "золотого века" нужно собственное определение, то Константейн Хёйгенс…

  • Животворящий гульден - 11

    Йост, укротитель Люцифера (окончание) В 1628 году в жизни Йоста ван ден Вондела начинается тяжелый кризис - умирает его любимый младший брат…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments