qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

Английские поэты-романтики

Это мой личный топ-10 английских романтиков из тех, кого читал (ну, а не читал всего двоих, Крабба, странным образом относимого "литератороведами" к романтикам, и Джона Клэра - более из известных поэтов англичане сами романтиками никого не называют). И распределение по местам субъективное, по принципу "я читатель, я так вижу"...

Топ-10 английских поэтов-романтиков, как я его себе вижу

1. Роберт Бёрнс. Человек, известный россиянам в основном по двум стихам, один из которых он не писал (та нудная песнь про природу и погоду, которую Э. Рязанов выдал за его; а второй - про любовь и бедность, исполняемый псевдо-тетей совсем в другой фильме), почему-то упорно самими англичанами выносится в романтики, хотя не дожил даже до начала XIX века. Ну, возможно, они "правы по сути", точнее, по содержанию стихов. Кстати, долгое время у нас, в России, о Бёрнсе судили исключительно по переводам Маршака... Которые ужасны! Обрезка, отсебятина и выборочность. Маршаковский Бёрнс представал таким раздолбаем подшофе, озабоченым "потрахаться любовью женщЕн". ХЗ - может, этого не хватало в жизни Маршака, а может, и в целом в жизни советского человека. Но факт в том, что Бёрнс - он еще и мощнейший сатирик, о чем свидетельствуют его большие поэмы, переведенные, к счастью (лучше поздно, чем никак), после Маршака. В общем, я всегда за сатиру, юмор и иронию, каковых у Бёрнса бездны, и потому он "во главах".



2. Джон Китс. Да, вот так, да вот, Китс. Потому что очень мелодичный, звонкий и светлый у него стих (можно даже красивым словом обозвать "пластичный"). Потому что даже про грустные вещи он пишет светло и оптимистично - например, довольно жутковатую по сути историю горшка с базиликом. У Китса, в отличие от многих других, талант не "ученый", а природный. Особой начитанности и глубины идей у него нет, да и откуда им взяться в его-то возрасте? И Байрон может сколько угодно ржать над его "глупостью" и "детством", но у него самого таких не тщательно вычищенных и выструганных, а простых и органичных строк мало найдется. И уж под понятие "романтизм" мало кто так удачно ложится по общему настрою и содержанию, как Китс.



3. Вальтер Скотт. Именно что. Потому что все эти "баллады о рыцарях, благородных девах и прочих шотландцах" - это всё от него, от наследника рода Баклёх. Лично мне очень-очень нра и "Мармион", и "Последняя песнь менестреля", и даже "Дева озера". И ведь это Скотт ввел в моду жанр романа в стихах, который, кроме романтиков (и тех по пальцам) и не осиливал более никто. И зря совсем сэр Вальтер так странно воспринял стихи Байрона - как нечто, после чего ему писать стыдно, и пора переходить на прозу жизни. Видимо, просто уже давно хотелось писать слова в строчки, а не в столбик, и потребовалось солидное оправдание...



4. И вот теперь только Джордж Гордон Байрон. Потому что помимо хороших и сильных вещей понаписано им и куча всякой шняги. Я, например, никогда не мог читать его "Манфреда" про бога и каких-то динозавров, да еще с пафосом, "Каина" или "Дон Жуана", фривольную поэмку, раздутую до толстой книжки. Да, "Паломничество Чайлд-Гарольда" есмь классика, да, "Шотландские барды" и "Видение суда" весьма сильно и сатирично. Но в целом Байрон какой-то гиперхолерик, взлеты и падения, да еще классицизмом отнего довольно сильно веет. Сдается мне, что треть репутации лорда - это его скандальный эпатаж, а уже остальные две - талант.



5. Самюэль Тейлор Кольридж. Да, "Старый мореход" - это что-то с чем-то, одна из самых сильных вещей в мировой романтической поэзии (да и вообще). И "Кристабель", и "Кубла-хан", и прочие штуко-дрюки... Вот только все они, кроме "Морехода", ни фига не законченные, потому что опиумум кончался. Лежит на всем этом печать не то чтобы вымученности, а тяжелой, убивавшей автора работы, да еще и перфекционизма. Потому даже забавные стихи Кольриджа, например, "Прогулка сатаны", выглядят как-то зловеще, мрачно и "глобально-пессимистично". Очень грустное творчество, деструктивное, хоть и красивое, как девушка, больная чахоткой...



6. Роберт Саути. Да и не то, чтобы Саути плохой поэт, вовсе нет - его и Жуковский любил (и активно "юзал"), и ПушкЕн. А его баллады - это вообще что-то с чем-то, по балладам он, ИМХО, лучший автор всех времен - за одного "Царя крокодилов" можно отдать всю романтическую французскую поэзию. Просто не переводят у нас его, хоть тресни. Вот, собрал Витковский в 2006 году сборник баллад - и всё. Так и сидим мы, любители переводного романтизма, и на Саути облизываемся - хоть бы поэмки почитать, их-то у него всего пять штук...



7. Томас Мур. Гламурная Ирландия, прилизанная и почищенная под "нормы приличия" Англии XIX века. Ровные такие интонации, из краев не выплескивающиеся, хотя и "насыщенные внутренним активным бурлением свобод и равенств". Хотя, особенно в больших вещах, могёт показаться и талант, и "острый бич сатиры", и "художественное владение словом". В общем, человек, одновременно бывший лучшим другом Байрона и тем, кто сжег по настоянию семьи его мемуары. Человек, так и не решивший, друг он всё-таки, или джинн (с)



8. Перси Биши Шелли. Советские "марксистские литератороведы" никак не могли понять, как "пИвец свободы и борьбы супротив тиранства и исплотации" может быть скучен и зануден. Но они не понимали искренне, и всячески умилялись его творчеством ах, свободнолюбие, ах, смерть тиранНам... А я просто не понимаю - ну тупо скучно. Скучно читать про всех этих бесконечных прометеев, умирающих от счастья сгинуть в борьбе за всеобщий "фридом", который "где-то там". У Байрона и стихи были бодрые, и жизнь. А у Шелли только второе получилось... А, да, и жена ему тоже удалась - и красивая, и умная. Жаль только, что на стихах это никак не отразилось.



9. Уильям Вордсворт. Хуже унылого бунтаря - лишь унылый бунтарь, пишущий на специально занудные темы. Ну как у человека челюсть не вывернулась укладывать в простые (до примитивности) стихи истории простых (до примитивности) "страдающих крошек-сироток" и прочих "бедных-несчастных жертв социального неравенства на селе". Хотите по настоящему утомиться на сон грядущий - заставьте себя прочесть страниц тридцать Вордсворта... И да, я не люблю пейзажи - и вообще, и в стихах особенно. Так что все эти "листы колышимые ветром на томном речки берегу" всегда мимо моей кассы, сорри.



10. Ну да, Уильяма Блейка они тоже считают романтиком... Ну а я не такой внимательный и зоркий, и вижу только довольно примитивные "стишата" человека, не обремененного особым образованием и сильно глубокими мыслями. Какая-то у него картина мира и монохромная, и тусклая, да еще прописными истинами сильно пованивает... Да и просто скушно. В Голливуде отчего-то полюбили его "Тигер-тигер", суют в почти каждую киноленту про маньяков, но я, честно, и этот стих тоже особо глубоким не нахожу. Ну вот такой я негодяй...



[Spoiler (click to open)]ЗЫ. И если кому тема поэтов по странам-литературам понравилась - пишите в каментах, я ведь ее и продолжить могу... А если не понравилась - не пишите, продолжать не будем.
Tags: топ-10
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments