qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Животворящий гульден - 2

Все оттенки Лютера

Людям XXI века сложно понять людей других исторических эпох еще и потому, что даже те, кто сегодня истово кладет поклоны в церкви, целует мощи святых и блюдет самый строгий пост - всё равно учились в школе, получали тройки по физике, химии и математике, так что их "обретение веры" есть рациональный по сути своей акт отторжения "суетности мира" (или его "слишком сложности", от которой они бегут к более простым и понятным моделям). Тогда как в XVII, например, веке люди рождались и воспитывались в атмосфере безусловной и неоспариваемой религиозности, и в те времена как раз актом рационального отторжения было отрицать религию и ее догматы... В общем, я так неуклюже пытаюсь донести мысль, что в основе мировоззрения людей XVII века, а через мировоззрения - и культуры, естественно, лежала религия, и голландцы совсем не были исключением. Но вот во что верили голландцы XVII века?

 
Мартин Лютер

Старый добрый ламповый римский католицизм, еще сто лет назад безраздельно властвовавший умами жителей Европы, к тому времени уже был побежден и низвергнут. Католики в Соединенных Провинциях, конечно, не находились на положении полуподпольной касты отверженных, подвергаемой систематической травле, изоляции и отторжению, как в Англии, но их всего лишь терпели, не позволяя особо попадаться на глаза, и уж тем более открыто, на виду у всех, отправлять свой культ. Умами голландцев (и зеландцев, и фрисландцев, и жителей прочих провинций республики) прочно владели идеи протестантизма.

Каждый школьник знает, что Реформация в Европе началась 31 сентября 1517 года, когда монах-августинец Мартин Лютер прибил на дверь собора в Виттенберге (ныне факт прибития оспаривается) свои "95 тезисов". Этот человек отверг основополагающие догматы католицизма о том, что церковь (и папа Римский) - необходимые посредники между человеком и богом, обладающие какой-то святостью и непогрешимостью, а также правом судить людей на этой основе. Любой, кто прилежно трудится и соблюдает заповеди Б-жии, изложенные в Священном писании, достигнет благодати, а роль церкви и священников - всего лишь помогать человеку жить праведно, а не единолично решать, кто праведен, а кто нет.


Ульрих Цвингли
   
Однако же Лютер совершил ошибку всех революционеров - откупорив бутылку, он выпустил джинна не в бутылку покрупнее, а сразу на волю. Если церковь не обладает монополией на толкование воли Б-жьей, то это теперь может делать практически кто угодно. И они - те, кому было угодно - начали расти, как грибы после дождя. Первым всерьез "зарубился" с самим Лютером швейцарец Ульрих Цвингли - пря возникла по вопросу о причастии. Лютер продолжал настаивать, что евхаристия - священнное таинство, а рациональстически настроенный "швейцар" утверждал, что это всего лишь символический ритуал, чтобы не забывать об искупительной жертве Христа. В 1529 году оба ересиарха встретились в Марбурге на теологическом диспуте по этому вопросу, облаяли друг друга и остались каждый при своем мнении. Так немецкие протестанты (лютеране) разошлись со швейцарскими протестантами (цвинглиане).

Цвингли погиб в 1531 году во время войны с католиками. Дело его продолжили разнообразные агитаторы, на первую позицию среди которых примерно в 1540 году вышел некий француз Жан Ковен, облагородивший свою фамилию и ставший известным как Кальвин, обосновавшийся в Женеве и создавший там нечто вроде авторитарно-тоталитарной теократии (там даже проводили сожжения "еретиков"). Кальвин, человек злой, суровый и бескомпромиссный, модернизировал протестантские идеи Лютера и Цвингли в сурово-фанатичном ключе: дескать, человек сука грешен с самого рождения и до смерти настолько, что сам спастись не в состоянии; кого спасти, а кого нет, Б-г выбирает сам, и не "за заслуги", а по "своей непостижимой смертным воле"; именно за спасение избранных, а не "вообще всех" умер Христос; кого Б-г избрал, тот станет праведником "палюбасу, хоть ты тресни"; однажды избранный останется избранным навсегда, ибо уже не сможет предать Б-га... В общем, люди делятся на "истинно верующих агнцев" и отверженных Б-гом с самого рождения "козлищ, блуждающих во тьме". Жестковато-тоталитарновато, как по мне, да еще и каким-то расизмом потягивает.


Жан Кальвин

Идеи Кальвина получили признание не только в Швейцарии, но и во Франции, в Нидерландах, в Шотландии, в Польше и в Венгрии. Сторонники его, дабы отличаться и от католиков, и от лютеран, называли себя реформатами (а свою церковь - реформатской), но куда более популярным и живучим стало название, юзавшееся их противниками - кальвинисты. Также их в разное время в разных местах называли пресвитерианами (в Англии и Шотландии) или гугенотами (во Франции). Именно реформатами-кальвинистами были жители Нидерландов, начавшие восстание в XVI веке против испанских Хабсбургов, и поскольку они победили, создав Республику Объединенных Провинций, то господствующей религией тут стал кальвинизм. Нидерландская реформатская церковь была образована в 1571 году.

Но именно в Нидерландах в конце XVI века в недрах кальвинизма зародилась самая большая его ересь. Реформатский пастор и профессор богословия Лейденского университета Якоб Германсзон, ставший известным под латинизированным именем (он писал свои труды на латыни, ибо "творил для вечности") Якобус Арминиус, ака Арминий, выпустил в 1608 году трактат "Объявление мнений", в котором оспорил непреклонность Кальвина в вопросе о спасении души. Арминий хотел подарить отверженным хоть какую-то надежду (ибо как-то не по-христиански всё это) и выдвинул тезис о том, что человек, воспринявшйи учение Христа и искренне раскаявшийся во грехах, получит-таки прощение и спасение (подрыв устоев!). В 1609 году Арминий умер, но его сторонники в 1610 году составили документ, названный ими "Ремонстрация" (жалоба, просьба об исправлении), в котором требовали "исправить" реформатское вероучение в духе принципов их вождя.

 
Якобус Арминиус и Франсуа Гомар

Как это всегда бывает с вопросами теологии, нашлось очень много людей, возопивших: "Да вы охренели, еретическо-смердючие собаки!" Громче всех вопиял другой профессор богословия Лейденского университета, бесконечно сравшийся с Арминием при жизни - фламандец Франсуа (ака Францискус) Гомар. По именам этих двух богословов противостоящие партии и получили свои названия - арминиане и гормаристы (другие названия были связаны с "Ремонстрацией" - ремонстранты и антиремонстранты). Жестокие споры и срачи, с переходом теологии в политику и интриги, продолжались до 1618-1619 года, когда в Дордрехте был созван собор Нидерландской реформатской церкви, рассмотревший претензии арминиан.

Под чутким руководством Гомара собор заклеймил ремонстрантов как еретиков и блудодеев, постановив изгнать их из рядов реформатов, а также еще раз (для тупых) постулировал принципы учения Кальвина о спасении и предопределении. Арминиане сошли и с политической, и с религиозной сцены (их потомков нынче всего что-то около нескольких тысяч человек), но идеи Арминия оказали серьезное влияние на различные протестантские секты, как то баптизм, методизм и пр.

Вот в такой "удушливой атмосфере религиозных распрей" и в такой людоедской бескомпромиссной "картине мира" фанатичного кальвинизма зарождалась в начале XVII века молодая нидерландская культура...

Tags: Золотые гульдены, Рытературное
Subscribe

Posts from This Journal “Золотые гульдены” Tag

  • Животворящий гульден - 13 (и это всё)

    Постоянный Константейн (окончание) Умер Константейн Хёйгенс на 91-м году жизни, 28 марта 1687 года, узрев перед смертью реставрацию любимой…

  • Животворящий гульден - 12

    Постоянный Константейн (начало) Если каждому поэту нидерландского "золотого века" нужно собственное определение, то Константейн Хёйгенс…

  • Животворящий гульден - 11

    Йост, укротитель Люцифера (окончание) В 1628 году в жизни Йоста ван ден Вондела начинается тяжелый кризис - умирает его любимый младший брат…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments