qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

Сильно древняя Этрусь - 11

О боги, боги (окончание)

За войну у этрусков отвечали два бога, раздел полномочий между которыми специалистам до конца не ясен. Точнее, вообще мало что ясно - многочисленные изображения бога Мариса молодым мужчиной в военном доспехе и явное сходство его имени с римским Марсом и латинским Мамерком заставляют думать, что это их двойник. Однако есть данные о том, что Марис был божеством наступающего года, весенних вод и роста растений после зимы. Есть несколько изображений, на которых бог представлен маленьким ребенком (но в доспехах), вылезающим из большого глиняного сосуда, которого с ложечки кормит Менрва (потому появилась теория о том, что Марис - сын Херкле и Менрвы). Вся прочая информация о Марисе - это аналогии с римским Марсом, и многими этрускологами достоверной не считается.

 
Марс из Тоди - скульптура этрусская, но вот Марис ли он? А вот Ларан - это "вроде точно"

"Совершенно точно что" военным богом был Лефам (ака Ларан) - опять таки юноша в полном боевом вооружении. К тому же он - супруг богини Туран, что сопоставимо с греческими мифами о любовной связи Ареса и Афродиты (просто этруски превратили адюльтер в законный брак). Запутывает ситуацию то, что и Лефам тоже отвечает за весеннее произрастание, так что несть числа остроумным, но бездоказательным гипотезам, чем Марис и Ларан отличаются друг от друга (и отличаются ли вообще). Кстати, на некоторых зеркалах есть изображение еще одного бога в полном вооружении - он назван Царслан, и более о нем ничего неизвестно.

Отдельную группу составляют боги перехода из одного состояния в другое - Ани (лат. Янус) и его воплощение (?) Кулсан[с], которого сопровождает на изображениях женский демон Кул[су]. Они дву- и более лики, что резко отличает их не только от остальных богов этрусков, но и от греческих (у эллинов не было многоголовых богов, только чудовища). Есть сведения о том, что Ани был божеством воздуха (или ветра), а "возможно что" это была одна из ипостасей Тинии. Всё прочее, что иногда пишут об Ани - это на самом деле не о нем, а о Янусе, потому что "у того тоже два лица".


Кулсан

К божествам перехода относились и духи загробного мира - добрые и злые демоны, одной из функций которых было перемещать души умерших людей. Сами они тоже были душами мертвых предков, и делились на добрых демонов Манов и злых Ларвов. Помимо этой основной обязанности, Маны отвечали за соблюдение и исполнение законов (к ним взывали, прося справедливости) и охрану жилищ, а ларвы насылали кошмары и вообще пакостили людям (для защиты от их козней требовались разнообразные ритуалы). Атрибутами и тех, и других были крылья - они же духи. Известными по изображениям манами были Ванф (рисовалась с факелом, свитком, мечом, ключом и змеями), Леинт и Вили (как-то связанный с водой).

Повелевали загробным царством этрусков бог Аита, ака Эита (греч. Аид, ака Гадес, лат. Плутон) и его супруга Персепней, ака Фарсифай (греч. Персефона, лат. Прозерпина). Аита постоянно изображался с трезубцем и часто с надетой на голову шкурой волка. Ферсифай была женщиной с суровым лицом и иногда со змеями вместо волос, в руке держала судейский жезл. Одной из ипостасей Персепней "возможно что" была богиня Терония, отвечавшая за судьбу, торговлю и "всякие травы". Еще одним подземным богом был Мантус, о его значении и месте в пантеоне много спорят, но в основном без толку. А бог Вейовис судил души умерших, имел атрибутами стрелы (скорее всего, "молнические") и тотемное животное козу.


Хару и Ванф в гробнице, охраняют вход в подземный мир

Бог Турмс (греч. Гермес) впускал души мертвых в загробный мир, позднее в этом амплуа его оттеснил Хару (греч. Харон), который часто изображался с маной Ванф конвоировавшим покойников. Атрибут Хару - молот, посему некоторые специалисты делают вывод, что он не сопровождал померших людей, а сам их убивал, и фигура сия тут же приобретает зловещий оттенок. На такие теории наталкивают изображения Хару как злобномерзкого и крючконосого создания, заросшего волосами. Еще один демонический загробный персонаж - демон Тухулха, сохранилось единственное его изображение на фреске, тоже весьма страховидное. Также известен по имени демон Ферсу.

За мировые воды отвечал у расенов бог Нев[нус], ака Неф (лат. Нептун), имевший трезубец и тотемного животного коня. Супругой Невунса была богиня Ютурна. Богом кузнечного дела и ремесла был Сефланс (греч. Гефест), но он также отвечал за подземный огонь, особенно когда тот бушует и вырывается изо всяких везувиев, и тогда это злобный и неукротимый бог Велханс (лат. Вулкан). Непонятно-загадочным божеством был Велта, ака Велтум, ака Ветун, ака Велтун, или даже богиня Вольтумна, почитавшийся в городе Велзне и бывший покровителем всего союза 12 городов. Он "находился повсюду - везде и негде", считался выше всех остальных богов и имел отдаленный римский аналог - бога сразу всей природы Вертумна. Супругой Велтуна была "плодовощная" богиня Помона.

Tags: Онтичность, Расены-няне
Subscribe

Posts from This Journal “Расены-няне” Tag

  • Сильно древняя Этрусь - 13 (и это всё)

    Если тебе этруск имя... Этрусские имена, в отличие от римских, не состояли из трех частей, да и были всё-таки "своими собственными".…

  • Сильно древняя Этрусь - 12

    Расенские досуги Этруски очень любили разнообразные азартно-спортивные игры (в основном как зрители), и эту любовь от них унаследовали римляне.…

  • Сильно древняя Этрусь - 10

    О боги, боги (продолжение) Не очень известным нам, но очень авторитетным расенским богом был Майус, отвечавший за всю растительность. Макробий о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments