qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Пятиреченские львы - 4

Книга и кровь

Четвертый гуру сикхов родился 24 сентября 1534 года в селении возле Лахора. Его звали Джетха ("первенец"), и происходил он всё из той же касты сельских чиновников кхатри. Еще в детстве его семья переселилась в родную деревню гуру Амар Даса, где уже вовсю цвели "легенды и мифы" о еще живом, но уже очень знаменитом соотечественнике. Джетха проникся рассказами о новом учении, в 1546 году присоединился к гуру как ученик, и был настолько усердным, что в 1553 году женился на Биби Бхани, младшей дочень Амар Даса. Перед смертью третий гуру назвал зятя своим преемником, дав ему новое имя Рам Дас ("Раб Божий"), и передал власть над общиной. Таким образом, Рам Дас стал первым, кто получил гурт[х]а (авторитет и власть гуру), будучи частью семьи предыдущего вождя, хотя и не будучи его кровным родичем.


Гуру Рам Дас (тыц)

По уже сложившейся традиции, Мохан, старший сын Амар Даса, был резко против того, чтобы гуру становился не он, и потому еще при жизни его отец присмотрел подходящее место в 40 км к северо-западу от Гоиндвала, куда Рам Дас и его ученики и переселились в 1477 году, основав селение Рамдаспур. Именно тут четвертый гуру приказал вырыть Амритсар - священный водоем, ставший одной из главных святынь сикхов, вокруг которого вырос одноименный город, их религиозная и общественная столица.

У Рам Даса было трое сыновей - Притхи Чанд, Махадэв и Арджан Дэв. Средний стал отшельником и не интересовался "пошлой мирской жизнью", зато старший, сын и внук гуру, ощущал себя "гуру-наследником" и всячески опасался, что младший брат "перехватит инициативу". Интриги и махинации Притхи Чанда стали известны его отцу, и тот в отместку перед смертью, 1 сентября 1581 года, назначил своим преемником Арджан Дэва. Пятый гуру стал первым, кто уже родился сикхом, а не был обращен, и это, видимо, "обрекло его" на великие деяния - по масштабам совершенного для становления сикхизма как религиозной системы он занимает второе место после основателя учения Нанака.


Амар Дас посвящает в гуру Арджан Даса

Арджан Дэв Родился 15 апреля 1563 года в Гоиндвале, и в момент получения гурт[х]а ему было всего-то 18 лет - в общине сикхов явно сложилась уже правящая династия, достаточно свободно распоряжающаяся "первым местом" в собственных интересах. При нем происходит своего рода "социальный сдвиг" - если во времена первых четырех гуру новое учение рекрутировало сторонников в основном в рядах одной и той же касты кхатри, то при Арджане в новую веру в массовом порядке начинают переходить джаты-земледельцы. По кастовому статусу все они стояли ниже кхатри (так что джатам "вырасти" было престижно), но тут "в дело вмешался тонкий расчет" - сами гуру сикхов к "сливкам" кхатри отнюдь не принадлежали, но обретая массу сторонников, поднимали свой авторитет внутри касты. Хотя "чисто по форме" еще Нанак заявил, что касты и варны - это пустое, и пофиг пляшем...

Такому большому уже сообществу потребовалась и казна - Арджан Дэв учредил обязательную десятину дасвандх, которую в своих манджи стали собирать наместники-сангатии. По этому случаю сангатиев даже переименовали в масандов, которые стали уже не просто религиозными лидерами своих общин, но и приобрели административные и судебные функции. Постепенно происходил процесс "естественного оборзения" масандов - они стали удерживать "на текущие нужды" треть дасвандха, а потом и вовсе сами стали назначать себе заместителей в каждом селении. Раз в полгода масанды привозили 2/3 собранных денег гуру, а тот одаривал их хилатами (престижной дорогой одежкой - ср. "халат").


Гуру Арджан Дэв на золотой пластине (тыц)

Собираемые средства надо было куда-то тратить, чтобы предъявить общине отчет о проделанной работе - и Арджан Дэв начал строительство главной святыни сикхов, храма Хари Мандир (Хармандир-сахиб) на острове священного озера Амритсар. Вообще же пятый гуру решил наплевать на весь этот "коммунистический эгалитаризм" и стал держаться типичным восточным царьком - богато одевался, завел себе вооруженную стражу, коней, слонов и "прочие штуки всякие". Подданные (а теперь только так) стали называть его сача падшах - "истинный падишах", намекая на то, что плевать на самом деле хотели на всех этих Великих Моголов. Впрочем, гуру не просто тупо паразитировал на собираемом с простых сикхов налоге - он завел свою собственную торговлю лошадьми, которая стала приносить неплохой доход. Потому что "трудиться, не лениться, должна девица - и как говорится..."

Озаботился Арджан Дэв и тем, чтобы наконец-то собрать воедино "духовное наследие", дабы юзать его "под присмотром". Все гуру, с Нанака и до самого Арджана, излагали основы учения в стихотворных гимнах - киртанах, в доступной и легкой для понимания любыми панджабцами форме. Частично они были записаны на санскрите, что не устраивало пятого гуру - он повелел собрать творчество своих предшественников, перевести его на панджаби и записать отдельной книгой. В 1604 году Арджан присоединил к ней свои собственные сочинения, и так появилась священная книга сикхов - сперва она называлась Потхи Сахиб ("Господин Книга"), и только со времен правления 10-го гуру получила нынешнее название Ади Грантх ("Изначальная Книга").


Священная книга Ади Грантх - главный предмет в любом сикхском храме

24 сентября 1598 года Арджана посетил сам падишах Акбар - они "мило пообщались", послушали пение киртанов и расстались довольные друг другом, а сикхизм получил среди панджабцев "+50 к престижу". В 1605 году Акбар снова был "падилам" в Панджабе, и мусульманские кади вкупе с индуистскими брахманами ("скорее всего что" по наводке не остывавшего гневом на брата Притхи Чанда) нажаловались ему на "подрыв устоев" и богохульства в новой священной книге сикхов. Падишах нашел сикхский храм, повелел почитать ему из Потхи Сахиба, нашел содержание весьма душеполезным и наградил священников и самого гуру хилатами.

Однако же 17 октября 1605 года Акбар скончался, и после его смерти в империи разразилась война между его сыном и наследником Джахангиром и его старшим сыном Хусрау-мирзой. Арджан недальновидно поддержал принца, но мятеж был подавлен, и по приказу Джахангира гуру сикхов арестовали и кинули в узилища города Лахора, где он по наветам злобных завистников (которых уже накопилось в Панджабе достаточно) 30 мая 1606 года был казнен "зашиванием в шкуру". Впервые гуру сикхов пострадал от рук врагов и принял мученическую кончину - понятное дело, за политику, но легенды "избавились от этих пошлостей", превратив смерть Арджана Дэва в мученичество за веру...

Tags: Восток есть Восток, Сингхи
Subscribe

Posts from This Journal “Сингхи” Tag

  • Фирузшах, 22 декабря 1845

    Между написанием цикла о сикхах и чтением " Флэшмена и Горы Света". Комментарии искать тут... Эй кто там в пыли и что там вдали за тысячи…

  • Пятиреченские львы - 25 (и это всё)

    Финита ля Панджабия К Шер Сингху Аттаривале сбегались многочисленные дезертиры из Дал Хальсы, которые жаждали биться против "пррклятых…

  • Пятиреченские львы - 24

    Война субалтернов 18 апреля 1848 года назим Кахан Сингх и английские лейтенанты вошли в Мултан. Мулрадж передал ключи от цитадели и демонстративно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments