qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Пятиреченские львы - 3

Как основать религию (окончание)

Оновал ли Нанак Дэв новую религию? Он не оставил какого-то систематизированного учения, оформленного в священные тексты, все легенды о нем могли появиться как при его жизни, так и после смерти, не говоря уже о том, что многое в них, вне всякого сомнения, изменено и искажено. Формально Нанак оставался "в русле" индуизма, в котором всегда было много самых экзотических сект и течений. Однако он задал "направление мысли" - слияние "рациональных" элементов индуизма и ислама и отрицание всего "ненужного"", "пустого" и разделяющего людей глупыми предрассудками. Самое же важное - Нанак Дэв создал общину, многочисленную группу последователей своего учения, в которой становление новой религии продолжилось. Нынешние сикхи признают Нанака своим первым гуру.


Гуру Ангад Дэв

Положение лидера общины после смерти Нанака унаследовал его самый любимый ученик Лехна (ака Лахина), родившийся 31 марта 1504 года, бывший шиваист, услышавший проповедь гуру и последовавший за ним. Перед смертью Нанак назначил его новым гуру и дал другое имя - Ангад ("Часть [меня]") Дэв, под которым тот и вошел в историю. Правда, у покойного остались два сына, Шри Чанд и Лакхми Дас, которые сами претендовали на роль лидера. Чтобы не вступать с ними в открытый конфликт, Ангад переселился из деревни Нанака, Картарпур, в другую - Кхадур. Большинство учеников переселились за ним, но кое-кто остался со Шри Чандом, который основал особое течение в сикхизме - удаси, проповедующее отшельничество и аскетизм (всё то, против чего выступал его отец, настаивавший всегда на активной жизненной позиции).

Ангад сделал ставку на пропаганду нового учения с помощью образования - он основывал в каждой новой общине последователей школу, где изучали "учение Нанака". А поскольку для записи панджаби тогда использовали арабские буквы, не всегда подходившие фонетически, Ангад изобрел (хотя и выдал за новшество, придуманное первым гуру) новый алфавит, адаптированный под панджаби - гурмукхи. Вооруженные текстами, записанными новым письмом, проповедники-миссионеры приступили к "подворовому обходу" Панджаба, перейдя от стадии "идите туда и слушайте великого гуру" к стадии "есть ли у вас минутка поговорить о боге?".


Гурмукхи (тыц)

Еще одна идея, которую "развил и углубил" Ангад - лангар, или общая трапеза. Еще Нанак практиковал большие угощения "вскладчину", на которых сажал вместе людей разных каст (буквально с улицы мог зайти любой желающий) и заставлял их вкушать одну и ту же пищу - чтобы они почувствовали себя единым целым и отбросили разъединявшие их предрассудки. Второй гуру сделал этот обычай обязательным - без участия в лангаре нельзя было получить аудиенцию у Ангада. Благодаря его пропаганде, общие трапезы и общественные столовые стали неотъемлимой частью сикхизма и существуют до сих пор. Правда, от мясных блюд со временем всё же отказались, чтобы забегающие со стороны индуисты могли есть, не мучаясь совестью - хотя сами сикхи вегетарианства отнюдь не придерживаются.

29 марта 1552 года гуру Ангад Дэв скончался. Перед смертью он, как и Нанак, передал полномочия любимому ученику Амар Дасу. Это был уже очень старый человек (родился 5 мая 1479 года), как и два его предшественника, из мелкочиновной касты кхатри, большую часть жизни проживший правоверным вишнуитом, но услышавший песни, сочиненные Нанаком, и отправившийся под их впечатлением послушать проповедь Ангада. Он заслужил любовь гуру, когда рассмешил всю общину - Амар не смел повернуться спиной к учителю и ходил, постоянно пятясь. Такое почтение и благоговение даром не прошли - наставник сделал его гуру, несмотря (как и Нанак) на двух своих сыновей. Один из которых, Дату, за это даже прилюдно напал на третьего гуру и ударил его. Амар Дас ответит тем же, что и его учитель - выселился из Кхадура в Гоиндвал, куда за ним последовала подавляющая часть учеников.


Гуру Амар Дас (тыц)

Амар Дас продолжал "развивать учение" - в частности, регламентировал обряды свадьбы и похорон. Сикхи не дают и не берут приданного, что резко выделяет их и среди мусульман, и среди индуистов. Также у них не принято выражать сильную печаль и горе по умершим - Б-г дал, Б-г взял, на всё воля Б-жья. Еще третий гуру очень резко поднял своим авторитетом роль женщин - до полного равноправия, конечно, не дошло, но в религиозных и общественных делах сикхские женщины принимают равное участие наряду с мужчинами, да и вообще, в нынешней Индии их "заметно издалека" по открытому лицу (максимум легкий платок на волосы), независимой осанке, манере держаться, склонности получать хорошее образование, часто заниматься бизнесом и пр. Когда, например, один раджа приехал повидать Амара Даса, его третью жену не пустили на аудиенцию, ибо она отказывалась снять с лица покрывало.

При третьем гуру возникли первые сикхские празднества - он постановил три раза в год всем адептам нового учения собираться в одном месте, там, где проживает гуру, и радоваться, веселиться и лопать еду в лангарах. Также Амар Дас разделил все возраставшую численно и территориально паству на 22 манджи (что-то вроде церковного прихода, группу верующих, окармляемых проповедником), в которые назначил своих заместителей - сангатиев (и среди них уже были четыре женщины). В 1567 году слава о великом гуру пошла такая, что в Гоиндвал завернул сам шаханшах Акбар, проезжавший Панджаб "падилам" - Великий Могол смиренно откушал вместе с простолюдинами в лангаре (религиозные воззрения самого Акбара были весьма причудливы и неортодоксальны), а потом мило пообщался с Амаром "про заек"... Скончался третий гуру сикхов 1 сентября 1574 года.

Tags: Восток есть Восток, Сингхи
Subscribe

Posts from This Journal “Сингхи” Tag

  • Фирузшах, 22 декабря 1845

    Между написанием цикла о сикхах и чтением " Флэшмена и Горы Света". Комментарии искать тут... Эй кто там в пыли и что там вдали за тысячи…

  • Пятиреченские львы - 25 (и это всё)

    Финита ля Панджабия К Шер Сингху Аттаривале сбегались многочисленные дезертиры из Дал Хальсы, которые жаждали биться против "пррклятых…

  • Пятиреченские львы - 24

    Война субалтернов 18 апреля 1848 года назим Кахан Сингх и английские лейтенанты вошли в Мултан. Мулрадж передал ключи от цитадели и демонстративно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments