qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Сильно древняя Этрусь - 3

Урбы и орбы (окончание)

Каждую весну (примерно в марте) в священной роще возле Велзны (ака Велусны), где стоял храм бога Вольтумна (ака Вельта), собирались представители всех 12 городов центрального этрусского союза. Они открывали всеобщие спортивные игры и ярмарку, а также выполняли обязательные религиозные ритуалы. Затем представители выбирали главу союза (римляне называли его претором) - одного из лаухуме (лат. лукумонов - царей), управлявших союзными городами. Он в течение года исполнял специальные религиозные ритуалы, а в случае необходимости представлял союз в дипломатических отношениях или же возглавлял объединенное войско - как лаухуме Клевсина (Клузия) Ларс Порсе[н]на, воевавший в 507-506 годах с римлянами за возвращение в их город изгнанного царя Тарквиния Гордого.


Развалины храма Вольтумна

Помимо лаухуме-лукумона (чья власть "возможно что" передавалась по наследству), в каждом этрусском городе были другие "чиновники МСУ" - зилат ("кажется что" участник заседаний городского совета), марун ("видимо" контролер), пурт ("вероятнее всего" старший жрец) и камти (офицер ополчения). Что важно - они все имели не только общественный статус, но и религиозный, ибо каждый из них отвечал за исполнение соответствующих обрядов.

Священным и сакральным был обряд основания нового города - например, Ромы-Рима, который был основан именно по тусканским правилам. Территория города обозначалась с помощью борозды, прорытой плугом справа налево, в который были запряжены белый бык и белая корова. За плугом шел самый уважаемый участник будущей общины - например, царь Ромул, а тот, кто пытался перепрыгнуть через борозду, совершал великое святотатство, оскверняя неприступность будущих стен, а потому подлежал немедленному выпиливанию - как брат Ромула Рем. Эта черта называлась в Риме померий и считалась границей города - ее несколько раз переносили дальше, но каждый раз это требовало серьезных религиозных ритуалов.


И никакие они после такого непотребства не братья!

На местах предполагаемых ворот (обычно трех) плуг вынимался, и в борозде образовывался "несвященные интервал" - через него и можно было покидать и проникать в город, не нанося вреда его границам. В центре обозначенного места (борозда должна была описать круг) располагался мундус - священное место для общения с подземным миром. Тут рыли яму, которую будущие жители города заполняли, бросая туда землю, принесенную со своей родины (таким образом, поселяя тут подземных духов предков). Перед тем они проходили обязательный очистительный ритуал - прыгали через огонь. Каждый год жрецы поднимали камень, закрывавший мундус (и называвшийся также мундусом), и носили его по городу, символизируя выход из загробного мира манов - духов умерших предков, которые должны были охранять жителей города.

В любом городе, основанном этрусками за пределами своего центрального 12-градья, возводился специальный храм - убежище для беглых рабов и несостоятельных должников. Собственно говоря, именно так в Риме, первоначально этрусском городе, и появились... римляне, потомки беглых изо всех окрестных этрусских, латинских, сабинских и пр. городов. Все этрусские города строго делились на четыре части, разделяемые линиями по сторонам света, пересекавшимся в центре, который отмечал специальный камень. Вообще же планировка этрусских городов была строго квардратно-прямоугольной.


Планировка города Каинуа (Мардзаботто) - тыц

Жили этруски в "типовых домах" - из просторного четырехугольного покоя, вокруг которого пристраивались боковые помещения. В центральном покое был очаг, топившийся по-черному, потому и сама комната называлась черной. Тут помещался алтарь домашних богов, супружеское ложе и стол. В потолке было проделано отверстие, которое можно было закрыть на случай дождя деревянной заслонкой, а под ним был вырыт небольшой бассейн для дождевой воды. Выход был прямо на улицу под навес крыши. Такое же внутреннее устройство у этрусков скопипастили и римляне.

Дома строились на фундаменте из туфа, стены возводились из обожженой глины, крышу крыли черепицей. Фасады домов (и храмов - обязательный элемент декора) украшались портиками, внутри домов стены покрывали росписями, а "этрусской фишкой" была роспись черепицы - снизу разглядеть ее было невозможно, и рисунки на ней изображались "чисто для богов", чтобы радовать их взор.

Tags: Онтичность, Расены-няне
Subscribe

Posts from This Journal “Расены-няне” Tag

  • Сильно древняя Этрусь - 13 (и это всё)

    Если тебе этруск имя... Этрусские имена, в отличие от римских, не состояли из трех частей, да и были всё-таки "своими собственными".…

  • Сильно древняя Этрусь - 12

    Расенские досуги Этруски очень любили разнообразные азартно-спортивные игры (в основном как зрители), и эту любовь от них унаследовали римляне.…

  • Сильно древняя Этрусь - 11

    О боги, боги (окончание) За войну у этрусков отвечали два бога, раздел полномочий между которыми специалистам до конца не ясен. Точнее, вообще мало…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments