qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Пятиреченские львы - 2

Как создать религию (начало)

Во второй половине XVI века Панджаб входил в состав Делийского султаната - государства, образованного в XIII веке на территории Индии мусульманскими завоевателями-пат[х]анами (афганцами). Во время правления султана Бахлул-хана Лоди (1451-1489) страна переживала очередной "имперский ренессанс", опять раскинувшись от Инда и до Ганга. И поскольку Панджаб лежал прямо на пути из Афганистана в Индию, именно тут "схестнулись" старый индуизм и "новый" (для XIV-XV веков - "всего-то каких-то" 700 лет) ислам. И как ни странно, у них нашлись "точки соприкосновения", из которых и пустило корни, а потом и раскинуло ветви новое религиозное синкретическое (то бишь, комплексное, составное) учение... 


Мусульманские дервиши - практические последователи суфизма (тыц)

На самом деле (если пристально присмотреться) и индуизм, и ислам - очень жесткие системы, выстраивающие человеческую жизнь твердыми непрозрачными рамками и перегородками правил и запретов. Фактически (ересь скажу, но "я так вижу") можно на самом деле не сильно верить в аллаха, или в Вишну-Шиву-Кришну, но ежели соблюдать все правила и запреты - никому вокруг никакого дела не будет, любишь ты Г-да Б-га, или просто ловко маскируешься (это вот дотошные христиане любят лазать другим в душу и постоянно требовать покаяний всяких и исповедей). Что же делать людям, которые на само деле любят Б-га, да так, что их аж распирает?

Выход есть. В исламе появилось особое течение - суфизм (ака тасаввуф), которое проповедует то, что надо не правил бояться, а аллаха любить: всей душой, искренне, духовно. Суфии не отрицают "книжную мудрость", но превыше ее ценят "озарения", "просветления" и прочие мистико-эзотерические штуки-дрюки. А достигают они подходящих состояний души традиционными для многих восточных религий способами - аскетизмом, отказом от мирской суеты, желаний, собственности и пр. Суфийских аскетов зовут дервишами (ака каландарами, или календарами), и они либо ведут бродяче-нищенствующий образ жизни (живя подаянием и всякими песнями-танцами), либо оседлыми общинами, но всегда готовыми отдать-раздать всё, что имеют, не заморачиваясь "пошлой суетой мира".


Бхакти-бхакти хали-гали

В индуизме тоже существовало похожее течение - бхакти. Его последователи бхакты избирали один из трех предлагаемых классическим учением "путей к богу" - любви (в противоположность путям знания и деяний). Не надо много учиться или постоянно чего-то делать и куда-то бежать - достаточно искренне любить бога, мыслить позитивно, "не таить темные мысли", и "будет щастье". Особенно популярно бхакти было среди низших каст, которым в рамках "официальных структур" не светили ни большая образованность, ни карьерные успехи - а чистую карму и благоприятное перерождение всем хотелось.

Так что "установка на любовь и минимум науки" в обоих течениях была схожей, и немудрено, что именно в Панджабе, месте, где две религии сошлись бок о бок, появился человек, решивший "взять с обоих сторон всё хорошее и выкинуть всё дурное". Звали этого человека Нанак Чанд (позже Нанак Дэв), родился он 15 апреля 1469 года в семье деревенского писаря и счетовода из касты кхатри (то бишь, претендовал на происхождение из варны кшатриев). Согласно легендам (Нанак для сикхов - и Мухаммед, и Будда, и в чем-то даже Иисус), он учился сперва у пандита (ученого брахмана), а потом у мусульманского муллы, у которого познакомился с фарси и мусульманской литературой. Отличаясь бескорыстием и склонностью к уединению и медитации, мальчик шокировал родню тем, что отказался носить традиционный шнур (отличительный знак всех дваждырожденных - брахманов, кшатриев и вайшьев), заявив, что перед богом важнее чистая совесть, а не какие-то бесполезные внешние атрибуты.


Нанак Дэв (в центре)

До 1499 года Нанак жил и трудился мелким чиновником в родных краях, продолжая придерживаться "особого взгляда на вещи" - дружил с дервишами, сидел на берегу речки в свободное время и медитировал. И вот как-то раз, когда он сидел уже третий день без перерыва на походить, случилось то, что и должно было - ему явился бог... И велел служить - Нанак раздал всё имущество бедным, ушел со службы, покинул семью (жену и двоих сыновей) и отправился бродяжничать. приговаривая любимую фразу: "Нет ни мусульманина, ни индуиста". Он совершил в 1500-1524 годах пять удаси (странствий) - на восток, до Бенгалии (обойдя все индуистские священные места), на юг (до Цейлона), на север (в Тибет), на запад, до Мекки (обойдя исламские центры паломничеств), и под конец по родному Панджабу. И везде, ежели верить легендам, троллил узколобых фанатиков, предпочитающих глупые ритуалы истинной вере.

Кстати, побывав на западе, Нанак нарушил основополагающую заповедь индуизма - не покидать Индию, за это полагалась потеря касты и переход в неприкасаемые. Но окружающие уже смотрели ему в рот - человек обошел все мыслимые тогда индусу края (и даже дальше), побывал везде, познакомился с разными духовными практиками и учениями - в общем, стал святым. Нанак Дэв даже создал свою особую униформу - желтая хламида индуистского отшельника, круглая шапка дервиша, белая накидка джайна, ожерелье из костей, как у шиваистов, и желтое пятно на лбу, как у кришнаитов. Но против крайнего аскетизма и умерщвления плоти выступал довольно резко - бранил йогов за то, что надо не бежать от "нечистого мира", а "жить в нем чистым и незапятнанным", подавая пример, ибо "йога не в дырявом платье, а внутри нас".


Один из эпизодов легенд о Нанаке - он с друзьями и большая рыба (замаскированный Вишну)

В общем, образцово-показательный пророк, собирающий из двух религий "всё полезное" и выкидывающий "пустую мишуру". Нанак даже общался с неприкасаемыми и оставался у них в гостях (страшное осквернение для индуса), а также ел мясо (многие истово верующие индуисты - вегетарианцы)! Правда, на говядину всё-таки не решился, чтобы не нарываться сразу на суровый отлуп, но всех остальных мясных зверей кушал спокойно (и сикхи до сих пор следуют его примеру). А еще любил песни и танцы - у него был друг-дервиш Мардана, от которого, по легенде, пошла вся традиционная панджабская музыка.

Как раз в это время в Индию вторгся шах Бабур, победил султана Ибрагима II Лоди и захватил власть над Индией, основав империю Великих Моголов. Предания, понятное дело, рассказывают и том, как Нанак встретился с Бабуром, и шаханшах (царь царей) признал в нем святого человека и даже освободил по его просьбе пленных панджабцев. В общем, в итоге наш герой стал гуру (духовный наставник-учитель в индуизме), вернулся в родные края и в семью, получил от просветленных соседей земельный участок и жил в мире и покое, проповедуя новое учение и обрастая притекавшими с разных сторон верными учениками... Умен Нанак Дэв 7 сентября 1539 года.


Нанак Дэв и отшельники-индуисты (мастер-класс)

Tags: Восток есть Восток, Сингхи
Subscribe

Posts from This Journal “Сингхи” Tag

  • Фирузшах, 22 декабря 1845

    Между написанием цикла о сикхах и чтением " Флэшмена и Горы Света". Комментарии искать тут... Эй кто там в пыли и что там вдали за тысячи…

  • Пятиреченские львы - 25 (и это всё)

    Финита ля Панджабия К Шер Сингху Аттаривале сбегались многочисленные дезертиры из Дал Хальсы, которые жаждали биться против "пррклятых…

  • Пятиреченские львы - 24

    Война субалтернов 18 апреля 1848 года назим Кахан Сингх и английские лейтенанты вошли в Мултан. Мулрадж передал ключи от цитадели и демонстративно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments