qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Пятиреченские львы

Народ у ворот

Это теперь Панджаб (специалисты утверждают, что именно так, а не Пенджаб) расположен в Пакистане (не весь, а где-то 3/5), а "так-то всегда" он был частью Индии, причем самой важной частью - воротами. Потому что с запада и юга этот субконтинент омывает одноименный океан, с востока в основном он же (+ довольно узкий проход в Бирму, весь в дебрях джунглей), а с севера - самые высокие горы в мире. Так что легче и проще всего попасть в Индию именно через ее северо-запад, который и есть Панджаб. Чем и пользовались на протяжении тысячелетий все завоеватели, от ариев и Александра МакедонскоВА до Моголов и афганцев.


Панджаб (физическая карта - тыц)

С точки зрения географии Панджаб - это Пятиречье (собственно, так оно и переводится), долины притоков Инда - Джелума, Ченаба, Рави, Беаса и Сатледжа. Потому, собственно, это еще и очень плодородный регион - именно тут, в городе Хараппа (Нагарра) появилась "третья в мире" цивилизация (после шумеров и Египта - примерно в III тысячелетии до н.э.). Большинство населения региона - панджабцы (это народ), которые разговаривают на панджаби (это язык), гораздо реже на урду (это тоже язык). С точки зрения кастовой организации общества большинство населения относилась к двум большим этно-социальным группам (то есть, группам общества, со временем обособившиеся в нечто вроде отдельного народа) - раджпутам и джатам.

Даже не пытаясь вдаваться в эту бесконечную тему, просто отмечу - многие путают касты с варнами. Запомните главное отличие - каст в индуизме много сотен, а варн всего четыре: брахманы-священнослужители, кшатрии-администраторы (воины и чиновники), вайшьи-торговцы (и ремесленники) составляют высшие варны, шудры-слуги относятся к нижней (есть еще неприкасаемые, но они вообще находятся за границей официального разделения). Путаница часто возникает потому, что брахманам, например, тоже позволялось служить в армии, а кшатрии могли заниматься некоторыми видами ремесел. Ну и еще нюанс - как единая общность кшатрии исчезли еще в раннеисторический период (в отличие от трех иных варн), и остались лишь касты, считающие себя в той или иной степени их "наследниками".


Настоящие раджпуты - всегда воин и его верная(ые) супруга(и)

Так вот, раджпуты - это "идеальные кшатрии", потому что основным их занятием всегда была война. Максимум компромисса, который позволяли себе раджпуты некоторых не сильно богатых и престижных каст - чиновничество (например, счетоводы и делопроизводители в селах Панджаба принадлежали к касте кхатри). Настоящий раджпут (слово обозначает "сын раджи", то есть почти калька с русского "дети боярские") не должен никогда прикасаться к плугу или ремесленным орудиям (исключение, ЕМНИП, профессия оружейника) и вообще стараться как можно реже ходить по земле - передвигаясь верхом или на носилках (если, понятное дело, может себе это позволить чисто в материальном плане). Живут (до сих пор) раджпуты большими кланами, а в XVI-XVIII веках эти кланы делили територию Панджаба и соседней с ним Раджпутаны (ака Раджастхана) на несколько десятков мелких княжеств, находившихся в состоянии почти перманентной войны друг с другом и с окружающим миром. Всё это сделало их особым сословием воинов со своей самобытной культурой и кодексом, в чем-то напоминающим рыцарство, самурайство и прочие мировые аналоги.

Джаты - сословие земледельцев, то есть занимаются как раз тем, что для раджпута "западло". Однако самисебя  они считают кшатриями (раджпуты резко против) и потому довольно воинственны и охотно идут служить в армию и полицию. Возможно, они произошли как раз от тех раджпутов, которые "осквернили" себя сельским хозяйством. В плодородном и аграрном Панджабе они, естественно, процветали. А еще джаты в Индии и Пакистане пользуются репутацией людей упрямых, своенравных, свободолюбивых и в чем-то даже либеральных - например, в некоторых регионах вдовам джатов разрешено повторно вступать в брак (что для женщины-индуистки "ну ваще табу и прочий харам!").


Джаты - народ активный

В общем, грубо утрируя, раджпуты это элита населения Панджаба, а джаты - наиболее активная и многочисленная часть "простолюдинов". В нынешнем пакистанском Панджабе, например, джаты - большинство населения. В XVI веке все они, естественно, исповедывали индуизм - более того, перед лицом вторгавшихся в Индию (и все через Панджаб) уже несколько веков подряд мусульманских завоевателей раджпуты "несли бремя" защитников "истинной веры", долго, упорно и довольно часто с успехом воюя и против султанов Дели, и против Великих Моголов.

Tags: Восток есть Восток, Сингхи
Subscribe

Posts from This Journal “Сингхи” Tag

  • Фирузшах, 22 декабря 1845

    Между написанием цикла о сикхах и чтением " Флэшмена и Горы Света". Комментарии искать тут... Эй кто там в пыли и что там вдали за тысячи…

  • Пятиреченские львы - 25 (и это всё)

    Финита ля Панджабия К Шер Сингху Аттаривале сбегались многочисленные дезертиры из Дал Хальсы, которые жаждали биться против "пррклятых…

  • Пятиреченские львы - 24

    Война субалтернов 18 апреля 1848 года назим Кахан Сингх и английские лейтенанты вошли в Мултан. Мулрадж передал ключи от цитадели и демонстративно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments