С разделом страны между Валентинианом I и Валентом ничего особого (навроде Западной и Восточной империи) не появилось - территорию делили и раньше, после смерти Константинуса I так вообще на четыре с половиной части (кажется, это был арифметический рекорд). Просто у каждого из братьев-соправителей в своих "комнатах" появились проблемы, которыми они "насущно занялись". Хотя даже назывались эти проблемы одинаково - наглые соседи...

Монета Валента - на реверсе они с Валентинианом трогают "шар земной"
Главной заботой Валента в Константинополе стали готы. Еще во время мятежа Прокопия некоторые племена из союза вестготов перешли Дунай, но тогда удалось решить дело миром, выделив варварам места для поселения во Фракии и превратив их в федератов - союзников империи, которые несли военную службу. Вождя всех вестготов Атанариха это не обрадовало, и он принялся готовиться к большой войне. Но начал ее Валент, решив перехватить инициативу - в 367 году римская армия перешла Дунай и оккупировала бывшую провинцию Дакия, заставив Атанариха увести свой народ в Карпаты. В 369 году римляне направились уже за пределы Дакии - они преследовали вестготов и их союзников ост[ро]готов между реками Прут и Днестр (в нынешней Бессарабии). Атанарих с частью войска сразился с Валентом и проиграл, но результаты битвы убедили императора в том, что дальнейшее преследование всё глубже и глубже убегавших врагов не имеет особой перспективы. Посему был заключен мир.
Валентиниан I в Галлии столкнулся с масштабным вторжением алеманнов и франков. В 365 году они разбили посланных против них командиров Севериана и Хариетто[на], в 366 году самому Дагалайфу не удалось остановить их вторжение. Императору пришлось передать командование Флавию Валенту Иовину, который наконец разбил алеманнов на Каталаунских полях (популярное было местечко) и начал вытеснять их за Рейн. В 367 году обострилась ситуация в Британии - пикты и их союзники аттакотты нанесли несколько поражений оккупационным войскам. Пришлось посылать туда Иовина, но и ему не удалось до конца справиться с проблемой. Тем временем алеманны оправились от поражений и сожгли Могонциак (Майнц). В 368 году римская армия перешла Рейн и побила германцев у Солинициума, а "тайные спецслужбы императора" организовали убийство вождя алеманнов. В отместку германцы в 369 году сожгли строившуюся на Рейне новую имперскую крепость.

Флавий Валент Иовин
В 370 году на северную Галлию напали еще и саксы, но командир СевЕр их побил и прогнал назад. Война же с алеманнами и их энергичным вождем Макрианом длилась с переменным успехом до 374 года, когда пришлось заключить с ним мир из-за угрозы новой войны с квадами и сарматами. На востоке в эти годы происходила "гебридная война" между империей и Сасанидами в Армянском царстве, инициированная тамошним правителем Папом (см. сериЯл про "Ахурамаздиных детей"). В 372-373 году в Африке бунтовал некий Фирм, сын вождя мавретан Нубеля - натурально негр стал римским императором, хотя и узурпатором. Пришлось посылать против него войска с Дуная под командованием Феодосия, который подавил мятеж и заставил сопостата самоубиться.
А 17 ноября 375 года Валентиниан I, усмирявший сарматов и квадов на Дунае, скоропостижно скончался (суда по описанию, от инсульта). Еще в 367 году, после тяжелой болезни, которая едва не вызвала "кризис лояльности" в кругу придворных, император назначил своего сына Флавия Грациана сразу августом-соправителем. Так что вопрос о передачи власти на западе не стоял - в свои единоличные права вступил новый монарх, которому, правда, исполнилось всего 16 лет. Но всё-таки какой-то закулисной возней передача власти, видимо, сопровождалась - новый август велел арестовать наместника в Африке Феодосия, привезти в Карфаген и казнить, причем о причинах такого сурового решения историки до сих пор не имеют ни малейшего понятия.

Императоры Грациан и Валентиниан II
Чтобы с самого начала закрыть вопрос о преемниках (император-вьюнош не имел еще даже маленьких детей), Грациан назначил соправителем своего младшего брата Флавия Валентиниана II, разделив с ним территорию - старшему достались Британия, Галлия и Испания, младшему Италия, Иллирия и Африка. А у их дяди Валента на востоке тем временем снова началась широкомасштабная война с готами - в 376 году удиравший со своими людьми от полчищ гуннов вождь Фритигерн попросился в федераты, желая со своими вестготами поселиться на римской территории. Германцев охотно приняли и разместили в Мёзии, но затем они окрысились - хронисты обвиняют продажных римских чиновников, и в первую голову командующего войсками во Фракии Лупицина, которые-де воровали деньги и еду, выделеные для обустройства варваров.
Лупицин попытался заманить вождей германцев на пирушку и там убить, но затея удалась не совсем - Фритигерн спасся и возглавил восстание. К нему набежали из-за Дуная еще и ост[ро]готы, гунны и аланы. В 377 году Лупицин был разбит готами в "Битве при ивах" у Маркианополя. Пришлось мобилизовывать все силы империи - сам Валент "выехал на фронт", Грациан тоже планировал подойти с армией из Галлии зимой 377-378 годов, но был задержан неожиданным вторжением в Италию алеманнского племени лентиензов, которое пришлось громить и отражать.
Сражение при Адрианополе (тыц)
Опытные командиры советовали Валенту дождаться подхода Грациана, а уже потом вместе наброситься на готов. Но дядя, как пишут хронисты, взревновал к успехам племянника в Италии и решил, что он сам справиться. 9 августа 378 года состоялась Адрианопольская битва, в которой римская армия была фактически уничтожена (погибли 2/3 войска) полчищами Фритигерна, а сам Валент II был ранен стрелой, после чего либо быстро умер, либо был отнесен в хижину, которую готы окружили и сожгли.
Грациану пришлось решать непростой вопрос - кого отправить в Константинополь "принять дела" после смерти дяди? Валентиниан II был еще слишком мал, а требовалось побить злобных и воодушевленных победой готов. Почти все высшие командиры армии уже были варварами