qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Не румънците и българите, или песни партийного Бояна

Думается мне, что почти вся широкая мировая общественность не в курсе того, какой огромный вклад в победу над фашизмом в 1944 году внесла великая и несокрушимая българская армия (не румынская!). Видимо, это в 1973 году очень мучало самих българ(инов), и оне решились снять кинематографическую фильму "Зарево над Дравой". Вот только беда - место во всеобщих познаниях мировой общественности сия лента заняла примерно такое же, как и победы българской армии... А зря.
Фильма-то получилась не совсем обычная, какие шлепали "соцреалистические метры с кепкой" в товарных количествах в СССР, Румънцитии, Югославенске и пр. "правайну". Начнем с того, что главные герои картины - совсем не "революционно настроенные солдаты и матросы, а также "прогрессивная часть пролетариатства и крестьянчества", а... офицеры. Кадровые, армейские, которые две недели назад еще воевали с СССР и союзниками "за царя и отечество". В качестве социалистической отмазки в них кидается один-единственный спешно произведенный в майоры комиссар (бывший коммунист недорасстрелянный), который должен "что-нибудь произвесть" с офицерчеством 52-го полка, чтобы побить всех немцев, да еще и завершить социалистическую революцию.


Зовут красного комиссара Боян Василов, так что добавить тут уже нечего...

Ну а офицерство оказывается как ейная униформа - похожа и на германскую, и на финскую (особливо лев на пилотке, да и сами пилотки тоже). Вот только не на русскую - даже знаменитые широкие погоны "руссиянского образца" уже сменились на узенькие "фашистики". И потому ни классовой солидарности у него нету, ни чувства глубогого удовлетворения от политики партии. Самые хорошие - заблуждаются и бродят во тьме, самые плохие - вредители, остальные болтаются между (в основном политическая позиция заметна по прическе, форме стрижки бачков и степени наглости в общем виде). Командир полка - патриархальный "отейц зольдатен", которому "мать-устав, отец-устав и нискольки не устав", и партию он видел в сосновом гробу, но очень любит Българие и хочет (по непонятным причинам) побить германцев. И вот с такими "фруктами" героический Боян (он, как и положено, в первую же атаку бежить поперед всего полка, махая (но не стреляя) "МП-шкой") должен побеждать в судьбоносной битве над Дравой...



Солдаты же, прямо как не в социалистически-лагероной фильме, совсем авторов не интересуют - выхватываются на пару секунд бодрые морды, сияющие светлым желанием помереть за революцию, пара персонажей раскручивается до двух-трех реплик (навроде "предали, суки!" и "где же подкрепление!?"). В общем, как-то ненавязчиво вредители 1973 года навевают мысли, что главным двигателем победы было правильно сагитированное и управляемое офицерчество. Смотрел ли всё это (и куда) товарищ Тодор Живков???
Параллельно развивается в обоих сериях и "политическая линия", про коварного и подлого министра обороны, который хочет с помощью реакционного офицерчества подавить в зародыше социалистическую революцию всяческим вредительством и саботажем. Ну тут-то, как раз, ничего удивительного и нету - классовая, понимаешь, борьба...
В общем, в отличие от многих иных "поделок" того времени, фильму смотреть не противно, и это уже гуд. На шедевр синематографа, конечно, не тянет, но быстренько назовите-ка мне кино, где все две серии показывают одних военных болгар (и, естественно, матчасть)? Вот именно - это ж вам не румъците...
Tags: кина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments