qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

"Шарпсы" и я (немного мании величия)

Первые три романа (по хронологии жизни Шарпа), "Тигр", "Триумф" и "Крепость", мне в целом нравятся. В них есть "колониальный колорит", экзотика (одновременно и от описания совсем малоизвестных даже большим любителям наполеоники событий, и от "хинди-сахиб-пиндари-шаривари"). В "Триумфе" отдельно большое удовольствие доставляет образ Уэлсли, и его сложные отношения со своими солдатами - "отважные негодяи", и с Шарпом конкретно.
"Трафальгар Шарпа" - это, извините, ни о чем. Ну есть у английских авторов, тянущихся к историко-авантюрному жанру, такое обязалово "дом-сын-дерево" - написать "морской роман". Даже далекий от всего этого Паркинсон (который "Закон") - и тот наскрябал что-то жутко аляпистое и насмерть смешное про какого-то капитана береговой охраны, который в итоге путешествует от Кадиса до Кале в... шкуре медведя. Ну вот и Корнуэлл захотел показать, что "тоже может, как Форрестер и О'Брайен". Ну смог - получилась такая "осетрина средней свежести".
"Добыча" радует уже скорее историческим антуражем - может, есть еще романы об осаде Копенгагена в 1807 году, но наверняка уже на датском, и быть переведенными в России им явно в обозримом будущем не грозит. Всё остальное уже не так забавно и любопытно, а "всех убью" автора навевает мысли о каком-то пункте насчет датчан...
"Стрелки" - это первый, мною прочитанный (тогда он в "хронологии жизни" стоял на первом месте), и всё в нем прекрасно - помню, что было солнечное утро, все еще спали, а я практически за него всю книгу и прочел, ибо каждый эпизод кончался жгучим желанием узнать "ну, и как он теперь выкрутится?"



"Хаос" роман поздний, и это сразу видно - герои начинают "неистребимой кучкой" толкаться по страницам "туда и суда", часто без четкой цели и "от большой балды". Как и во всех прочих романах, стиль и занимательность появляются при описании батальных сцен - они и есть сильная сторона (он же конек) Корнуэлла как автора.
"Орел", как оказалось, самый "древний" по написанию, и потому он почти так же хорош, как и "Стрелки". Вот только там начинаются вечные проблемы Шарпа с бабами - кажется, сперва автор каждый роман писал, как последний, и ему было важно "показать разбитое корыто" - как "она его бросила", а потом он "втянулся" и "заболел лихорадкой Бонда, Джеймса Бонда", выдавая своему герою по одной женщине на один роман...
"Золото" и "Спасение" вельми похожи сами на себя и на "Хаос" - те же броуновские блуждания "из пункта А в пункт Я" и бесконечные "окружения, бегства и чудесные спасения". Назревает вопрос - а сколько вообще времени из своей службы Шарп и Харпер провели в строю, как "нормальные" солдаты?
"Ярость" - снова бодрит, ибо автор, наконец, понял то, о чем я написал четырьмя романами ранее - лучше всего ему удаются батальные сцены. Посему та треть книги, которая повествует о сражении при Чиклане-Бароссе, практически безупречна, а другая, где "шарпсы" ловят воров дипломатических бумаг в Кадисе для Генри Уэлсли (ну, ради разнообразия, не Артура), "тоже ничаво".
"Битва" пресновата, ибо одноклеточные садисты-французы, одержимые жаждой убийства всего, до чего дотянутся, выраженные в черном (без белого) образе полковника Люпа, раздражают своей примитивностью. Вроде бы и планируется автором "битва умов", ан нет - получается битва опытного охотника с тупым бешеным кабаном...
"Рота" - снова хороша тем, что почти вся посвящена взятию Бадахоса, раскрывая всю "грязную подноготную нудного и кровавого дела по имени осада". Правда, начинает утомлять сознательная линия автора убивать по прапорщику в части Шарпа за книгу - не эта ли блоха искусала в итоге Мартина?..
"Клинок" и "Враг" - это такие не очень уж уклюжие попытки идти далее в "джеймсбондовщину". Все эти шпионы, переодевания и роковые враги выглядят как в оперетте или "пальп-фикшне", и только батальные сцены вновь напоминают "прежние дни".
"Честь" - довольно нудная история про "раковую женщину и бальшую любовь-э". Конец ее я (о, ужас!) пролистывал, пока не началась уже битва при Витории.



"Полк" - такое "нечто в стиле рококо", смесь комедии (английской XVIII века, а конкретнее - "Офицера-вербовщика" Фаркера) с опять таки шпионским детективом с переодеваниями. До кучи еще и социальная сатира на "их нравы начала XIX века". В общем, блюдо винегрет... Как и "Месть" - миелодрама (жена бежит со всеми деньгами к любовнику, а сам Шарп попадает в "амурный плен" к тощей некрасивой французской вобле, до кучи еще и бедной, как церковная мышь), перемешанная с дуэлями-обвинениями-погонями (и дошли они до города Неаполю...) - в общем, снова броуновские движения, но на сей раз с шумом, треском и большой помпой.
"Ватерлоо" - это какие-то "вещества с пивом". Да, принц Виллем Оранский был парнем, не обезображенным интеллектом, и пару раз лоханулся, командуя войсками у Катр-Бра и у Ватерлоо. Но не настолько, чтобы английский офицер стрелял в него, ибо иначе битва была бы проиграна... Видимо, Корнуэлл вообще британский шовинист, и, помимо датчан, плохо относится еще и к голландцам.
"Дьявол" - подзатянутая, но в целом бодренькая попытка вернуться к "старому-доброму Шарпсу", у которого наконец-то нет баб и помирающих прапорщиков, и который почти всё романное время проводит в дико безнадежных штурмах, кончающихся, естественно, полным триумфом. Кохрейн показан как-то слишком карикатурно (хоть и без злобы). Зато сцена свидания с Буонапарте "доставляет".

(Продолжение о кинах следует)
Tags: книжки, наполеоника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments