qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Эдипов комплект - 5

Во всем виноваты все

После смерти Лаиоса царем Фив выбрали его шурина Креонта, сына Менекея и брата Иокасты. Однако же как только в городе появился Эдип[ус], избавивший всех от ужасной Сфинги, его провозгласили царем (Креонт благоразумно освободил престол) и, чтобы утвердить во статусе, женили на Иокасте (которая весьма неплохо для своих лет сохранилась). Некоторое время все они жили счастливо, и в царской семье родилось четверо детей - девочки Антигона и Исмена, мальчики Этеокл и ПолинИк. Впрочем, есть версии, по которым "другой женой" Эдип[ус]а была некая Астимедуса, а после ее и Иокасты смерти - еще и некая Евриганея.


Тиресий[ас]

Однако же "одним внезапным утром" в Фивах начались разноообразные бедствия - земля окаменела, и брошенное семя не давало всходов, дети рождались мертвыми, и в итоге насалась эпидемия чумы. Чтобы понять, какие боги и за что опять обижаются на бедных людей, Эдип[ус] послал гонца в Дельфы за оракулом, и получил злобный ответ - это всё потому, что не наказан убийца Лаиоса. Но свидетелей убийства царя не было - фивяне вообще были уверены, что он погиб от рук шайки разбойников. Тогда решили обратиться к местному прорицателю и в чем-то даже оракулу по имени Тиресий[ас]...

Тиресий был местной звездой балета. Потомок спарта, сын нимфы Харикло, еще очень юным он увидел двух спаривающихся змей, убил одну из них, а поскольку это оказалась самка, то превратился в женщину. И только через семь лет смог встретить снова таких же змей, и на сей раз убил самца, воротившись в мужское тело. Но жить спокойно не удалось - Зевс и Гера в очередной раз пособачились на тему, кому тяжелее состоять в браке, то бишь, кто получает больше удовольствия от секса, мужчины или женщины. Поскольку единственным человеком в мире. кто был и М, и Ж, являлся Тиресий, его и сделали судьей. Он был античным протоантифеминистом и сказал, что мужики получают удовольствия только 1/9 часть по сравнению с бабами. За это Гера его ослепила, но Зевс дал дар прорицания и понимания языка зверей, а также долгую жизнь (на семь поколений, ака девять человеческих жизней). По другой версии, Тиресия ослепила Афина, ибо он подсмотрел за ней купающейся, но Харикло смогла упросить ее смягчить наказание и одарить сына чудесными навыками.


Афина вообще была девушкой суровой...

Тиресий сперва отделался туманным намеком, что надо принести в жертву "кого-то из посеянных". Тогда потомок спартов Менекей, отец Иокасты, в полном вооружении на коне сиганул со стены в ров (и убился). Тиресий сказал - ну, так-то чума прекратится, но всё остальное не, ибо я-то имел в виду иное... Приведенный затем к Эдип[ус]у, прорицатель заявил, что знает, кто убил Лаиоса, и из-за кого весь этот сыр-мор, но не скажет - типа, так будет лишь "очень хуже" всему роду царя. Вопрос "а что же ты, сука такая, раньше молчал?" в античной мифографии никто Тиресию так и не додумался задать. Эдип[ус] продолжал ломать голову над тем, кто же убил Лаиоса, и тогда Иокаста решила его утешить - типа, оракулы брехня, вон, Лаиосу вообще предсказали, что его убьет родной сын, и чо? Сына-то давно скушали дикие звери в лесу.

И тут явился (с какого-то перепня - ну, вот так надо было Софокл[ес]у для трагедии "Царь Эдип") вестник из Коринфа, который объявил, что царь Полиб скончался от болезни. "Как от болезни?!" - закричал Эдип[ус], - это же я должен был его убить, по оракулу!" (То, что именно от этого он и сбег из Коринфа, как-то резко забылось.) И тут снова "чудо из бутылки" - вестник оказался Евфорбом, тем самым пастухом, которому Форбант передал маленького Эдип[ус]а, дабы не оставлять на прокорм диким зверям. И пастух раскрыл страшную тайну царю с царицей - не сын он никакой Полибу и Меропе, а сын Лаиоса и Иокасты...


Вот это поворот!..

Иокаста, услышая всё сие, убежала в свои покои и там повесилась (вариант - закололась). Хотя по другим версиям мифа оставалась жива вплоть до поединка своих сыновей под стенами Фив (см. следующие серии). Прознав о смерти жены-мамы и осознав всю печальную правду, как боги сделали его мерзким падлой, даже не попытавшись спросить его мнения на сей счет, Эдип[ус] тронулся умом, схватил заколку Иокасты и выколол себе глаза (дабы не видеть подлость и ужасы этого мира!..), после чего убежал из Фив и пошел туда, сам не зная куда - скитаться...

Tags: Рытературное, Фивяне
Subscribe

Posts from This Journal “Фивяне” Tag

  • Эдипов комплект - 11 (и это всё)

    Высокие семейные отношения Как только пали Фивы, Алкмеон сошел с ума и бросился бежать, куда глаза глядят. Аполлону он перестал быть нужен для…

  • Эдипов комплект - 10

    Поход подражателей Шли годы, каким-то из описанных в предыдущей главе образов Креонт умер, и царем Фив стал подросший сын Этеокла от неизвестной…

  • Эдипов комплект - 9

    Летальный исход для идеальной сестры Антигона, дочь Эдип[ус]а - один из наиболее значимых и ярких женских образов в античной культуре, хотя и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments