Фраата III убили его сыновья, и старший из них Митридат III стал новым царем парфян. Однако менее чем через год знать составила против него заговор, во главе которого оказался спахбед (командующий армией - титул, присваемый верховным военачальникам), имя которого мы уже никогда не узнаем, так что приходиться довольствоваться его родовой фамилией - Сурен[а]. Спасая свою жизнь, Митридат III бежал из страны и нашел убежище в Сирии, которая теперь стала римской провинцией, управляемой проконсулом Авлом Габинием. А царем Парфии "революционеры" провозгласили младшего брата Орода II.

Монета царя Митридата III
Между тем изгнанник склонял римлянина оказать ему военную помощь для возвращения короны, и легионеры даже тронулись в поход, дойдя до Евфрата. Но в это время царь Египта Птолемей XI Авлет, также изгнанный из своей страны, дал Габинию взятку, "перебившую" предложение Митридата III, и римляне отправились спасать незадачливого фараона. Пришлось "диссиденту" обойтись без иностранной военной помощи и начинать гражданскую войну собственными силами - в 55 году до н.э. верные ему войска захватили Вавилон и Селевкию-на-Тигре. Однако же в 54 году парфянская армия во главе с Суреной отбила оба города. Митридат III сдался на милость брата, но Ород II приказал убить его, положив конец "двоецарствию".
Тем временем в Сирию прибыл новый наместник - триумвир (разделивший с Гаем Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем Магном Римскую республику на зоны влияния) Марк Лициний Красс, который решил вернуться к проекту вторжения в Парфию (отсутствие законного претендента на престол его не смущало). Как развивался и чем закончился поход Красса - знают все, кто не забанен в Гугле, и потому не буду тут об этом. 9 мая 53 года до н.э.состоялось сражение при Каррах, в котором Сурена уничтожил римскую армию и захватил Красса в плен, где тот и был убит.

Статуя Сурены
С этой победой связан и знаменитый эпизод, который "нескончаемо мультиплицируется" сторонниками тезиса об "эллинизации" Парфии - гонец доставил Ороду II голову Красса, и ее "поюзали" в качестве бутафории во время сценического представления. Актер, игравший "Вакханок" Еврипида, взял голову и произнес по тексту фразу: "Вот рога оленя, убитого нами на счастливой охоте". Вот-де, парфянские цари развлекались театрами Еврипида! Однако же случилось всё это не "просто так", а на свадьбе дочери Орода II и царя Армении Артавазда II. И вот как раз армянин был известен как большой любитель и знаток греческого, сам сочинявший и переводивший стихи и пьесы - так что не исключено, что это была целиком его затея, либо же парфяне просто хотели потрафить своему высокопоставленному гостю. Тем паче, что других свидетельств о "парфянском театре" в природе не существует...
Ну а с великим победителем Суреной всё было хорошо - в том же 53 году Ород II за что-то приказал его убить. К слову, всем, кто фанатеет от "сурового иранского мужчины, сокрушившего легионы непобедимых римлянЦОВ", надо быть осторожнее - "суровый мужчина" по свидетельству Плутарха был "метросексуалом": "...Его женственная красота, казалось, не соответствовала молве об его мужестве - по обычаю мидян, он притирал лицо румянами и разделял волосы пробором".

Монета царя Орода II
Расхожим местом стали причитания "антиримских исторЕГов" о том, что парфяне-де не воспользовались плодами великой победы при Каррах и не сокрушили Рим!.. Окститесь, граждане - еще как воспользовались. Наслали в 51 году на римские провинции тучу конных воинов во главе с царевичем Пакором I, сыном Орода II, которого отец даже сделал царем-соправителем и наместником на западе империи. Просто "не шмогла" - для "сокрушания Рима" должна была быть "сокрушалка" посолиднее, чем конные орды кочевников из Средней Азии...
Притом что соперники у Пакора подобрались "как специально" - новый проконсул Сирии Марк Кальпурний Бибул вообще еще не приехал в провинцию, а в Киликии "проконсульничал" великий... оратор Марк Туллий Цицерон. Которому и пришлось собрать 12 000 пехоты и 1200 кавалерии и выступать в поход - спасать Антиохию, где с остатками армии Красса заперся квестор (помощник командующего по хозадмчасти) Гай Кассий Лонгин, единственный командир на ТВД с военным опытом. В итоге Цицерон дошел до Тарса, а парфяне увязли в грабежах окрестностей, так что Лонгин даже осмелился выбежать из Антиохии и побить из засады часть их войска у Антигонеи. После чего основные силы во главе с Пакором ускакали обратно в Междуречье.

Монета царя Пакора I
Парфяне готовились нанести еще более мощный удар в следующем 50 году до н.э., собирая свежую большую армию. Но бедствия римлян закончились - прибывший наконец-таки в Сирию Бибул был, увы, посредственным полководцем, зато оказался хорошим дипломатом. Он смог внести смуту в стан врага, склонив влиятельного сатрапа Орнодапата к идее свергнуть Орода II и сделать Пакора I единоличным правителем империи. Когда замысел заговорщиков дошел до ушей царя царей, тот отозвал войска и самого Пакора ко двору.
Впрочем, казнить царевича отец не стал - кто-то же должен был, в конце концов, и с римлянами воевать. Удобный случай возобновить войну представился в 42 году до н.э., когда при дворе Орода II появился опытный командир, талантливый ренегат и сын "маршала Цезаря" - Квинт Лабиен. Он примыкал к сторонникам сената, после убийства Цезаря пытавшимся возродить "тру-республику", Лидеры "парламентской оппозиции" Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин послали Лабиена с посольством к Ороду II, чтобы заручиться поддержкой в войне против "цезарианцев". Но еще до окончания переговоров пришла весть о том, что войско "парламентариев" разбито у Филипп в Македонии, а Брут и Кассий мертвы. И тогда царь посмотрел на римлянина и сказал - варвар, дипломат из тебя нынче бесполезный, но ведь ты всё знаешь про римскую армию и умеешь войну?..