qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Как правильно волочить Отца

Бывает вот такое (ведь бывает?) - садится автор сознательно писать шедевр и колдует, как алхимик над пробирками. Что там нынче модно писать в шедеврах (вопрос сей, видимо, задан был автором где-то в 1964 году)? Берем театр абсурда, когда непонятные люди совершают бессмысленные ритуалы, произнося "архетипичные фразы", которые рождают "посторонние ассоциации и левые аллюзии". Добавляем [пост]модерна, чтобы было издалека похоже сразу на "Улисс" и на "Уэйк финнеганов", фаршируем каламбурами, иронией, скрытыми цитатами и прочей филологической мишурой. Замешиваем это на "вечноактуальном фройдизме", садомазохизме и прочих сексуально-эротических "хохмочках". А псевдосюжетом и ложной фабулой делаем "конфликт Отцов и Сыновей"...

Именно так, похоже, рождался в свое время роман Дональда Бартелми "Мертвый Отец". Некий циклопических размеров Мертвый Отец, легендарный повелитель и владыка в прошлом, который "не так уж мертв", ибо говорит, ощущает и реагирует на окружающих, волочится на канатах группой из пары десятков человек через некое "мифологическое пространство" (например, в одном из эпизодов появляются какие-то "венеды", которые требуют в качестве платы за проход отрезать от Отца ногу) до "конечного пункта", где с ним поступят "практически по Фройду". Его сопровождают сын Томас, подруга (жена?) Томаса Джули и некие непонятной степени отношения к нему и друг к другу люди - Эмма, Эдмунд, Александр и пр. Все они постоянно вступают между собой в разнообразной степени абсурдности диалоги и полилоги, "нагромождая смыслы", в которых иногда и с комментариями после текста не до конца разберешься...

Однако же что получилось в итоге с читателем "типа Я"? Есть абсурд, есть [пост]модерн, есть ирония, каламбуры и скрытые цитаты - это всё зачОт. Есть даже вставной очень пародийный и довольно смешно-забавный трактат "об отцах", стилизованный под средневековые морализаторские тексты (реально смешной и очень сатиричный)... Но отчего-то нет ощущения, что из всего этого получился однозначный шедевр. Не родилось у меня внутри чувства того, что отдельные "вкусности" слились в новый интересный вкус. Как-то оно всё так и осталось кусками...

В общем, в отличие от рассказов, или от "Короля", "Мертвый Отец" оставил меня равнодушным - не очень большой и не слишком журчащий фонтан получился. ПМСМ, автор переборщил с явственным желанием "создать шедевр", укротив свое главное умение - выписывать потрясающие диалоги. Всё-таки, ИМХО, надо искать свои "формы выражения", а не пытаться воспользоваться готовым набором "Юный писатель-постмодернист"...



Tags: книжки
Subscribe

Posts from This Journal “книжки” Tag

  • Как выгоняли Сталь

    Французская "писательница буков" Анн[а]-Луиз[а] Жермен[а] дe Ста[э]ль-Хольштайн (для маниакально боявшейся нерусских слов публики XIX века…

  • Черный Принц "белых отрядов"

    Английское средневековье - не самая любимая тема для российских историков ("сильно мягко" говоря). Положение худо-бедно спасают (именно что…

  • Хорошая девочка Рейли... А чем же она хороша?

    Не знаю, заметили ли вы, но издательство " Молодая гвардия", выпускающая серию " ЖЗЛ", давно и плодотворно сотрудничает с ФСБ - и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments