
16. Жоашен (Жоаким) Мюра[т], 1767-1815. "Мой зять - всего лишь животное", - это оценка самого Буонапарте. Мюрат был энергичным, быстрым, стремительным, неудержимым - не был только умным, ибо природа не дала. Зато он нашелся в нужном месте в нужное время аж два раза - в вандемьере 1795 года вовремя привез те самые пушки, из которых Буонапарте расстрелял толпу роялистов, а 19 брюмера 1799 скомандовал гренадерам разогнать взбунтовавшихся депутатов Совета пятисот и спасти от них Буонапарте. За это Наполионе позволил ему жениться на своей сестре Марии Нунциате, по прихоти брата переназванной Каролиной, и судьба Жоашена была реешена - вот он уже генерал-адмирал, маршал Франции, принц империи, великий герцог Клеве и Берга, король Неаполитанский (очень сильно обидевшийся, что не Испанский). За всё это он отплатил шурину, как известно, "козлом" - в 1813 году предал и присоединился к антифранцузской коалиции. Правда, союзники ему не доверяли и копали под него, так что король Иоахим сделал в 1815 году еще одну глупость - напал на Австрию "ради объединения Италии", был побит, сбег на Корсику (ему там предлагали сать королем), вернулся в Неаполь, был схвачен и расстрелян. Да, кстати, был самым безвкусно одевавшимся модником империи - его попугайские наряды наводили ужас на людей с хорошим вкусом...

17. Шарль Виктор Эмманюэль Леклерк, 1772-1802. Единственный по-настоящему способный военный, который смог стать членом семьи Буонапарте. Потому что в корсиканских семьях было жесткое правило: раз поймали с девушкой - женись. Так что генералу Леклерку пришлось в 1797 году отдуваться за свою интрижку с Полиной. Участвовал в Египетской экспедиции, сражался в Рейнской армии при Гогенлиндене. Кажется, Буонапарте ревновал к его военной славе - иначе зачем посылать своего зятя в Вест-Индию, где обычный срок противостояния человека желтой лихорадке равнялся полгоду. Правда, туда же Наполионе услал и Полину... Видимо, они оба ему надоели. Но умер от желтой лихорадки только один Леклерк.
18. Камилле Филиппо Людовико Боргезе, 1775-1832. Единственный настоящий аристократ, которого удалось заполучить семейству Буонапарте для своих дочерей. В 1798 году вместе с братом поддержал французов, основавших Римскую республику, вступил во французскую армию. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты - Буонапарте князя Боргезе представил Мюрат. "Настоящий князь" Наполионе понравился, и тот в 1803 году выдал за него Полину, а в 1806 году сделал их обоих герцогами Гуасталлы. Камилле служил в императорской гвардии, участвовал в кампаниях с 1805 по 1807 год, совершая даже всякоподвиги, а затем командовал всякими итальянскими национальными гвардиями и резервными армиями. С женой жил раздельно, но не разводился даже после пушистого песца. В 1818 году ему даже вернули часть его коллекции предметов искусства, с которой он поселился во Флоренции, где и жил остаток своих дней.

19. Бернардин Эжени Дезире Клари, 1777-1860. Младшая сестра Жюли Клари, жены Жозефа Буонапарте, который познакомил свою невестку с братом Наполионе, и они даже были помолвлены. Но простая купеческая дочка не шла ни в какое сравнение с парижскими дамами полусвета, одна из которых, Жозефа де Боарне, и окрутила молодого и глупого Буонапарте. А Дезире осталась рыдать и утирать сопли. Но тут на белом коне явился гасконский рыцарь - генерал Жан Батист Бернадот. Трудно сказать, была ли это большая и чистая любовь - в 1798 году Буонапарте были уже в большой силе, и подмазаться к их семье даже через родню старшего брата было выгодно. Так ли, эдак, но в том же году сыграли свадьбу, и Бернадот стал членом семьи. А это автоматически означало, что все, кто когда-то был ему ровня, отныне пинали балду. Генерал стал маршалом Франции и князем Понте-Корво, и Наполионе, несмотря на то, что всю жизнь испытывал к нему стойкую неприязнь, двигал по службе и давал награды, закрывая глаза на проступки. Правда, свой главный подвиг в 1810 году Жан Батист провернул сам - он смог "самовыдвинуться" в шведские кронпринцы, убедив шведов, что этого хочет Буонапарте, а императора - что этого хотят шведы. И Дезире стала принцесской дезидерией, а с 1818 года - королевой. Правда, она смогла прожить в Швеции всего год (1810-1811), а потом сбегла во Францию, громко пища, что там "холодно и льды!", и заманить ее калачом обратно шведцам удалось лишь в 1823 году, но жаловаться на льды и холода она не переставала никогда. Муж Карл XIV Юхан ей отмстил, короновав только в 1829 году. В целом же королева Дезидерия была капризной ломакой, но доброй, а не злой, падкой на всякие "женские штучки".
